История и традиции вышивального искусства

История и традиции вышивального искусства

История русского вышивального искусства зародилась еще в 9-10 веке, что подтверждают различные находки археологов. Это, например, фрагменты одежды, украшенные узорами из золотых нитей, различные аксессуары. Кстати, именно золотое шитье в то время было очень популярным — богатые люди украшали им предметы быта и одежду.

История развития

Искусство вышивания никогда не стояло на месте — оно постоянно развивалось и трансформировалось. Как известно по находкам, в 14-17 вв. вышивкой украшали нарядные костюмы и даже предметы обихода. Церковные облачения, одежду вышивали золотыми или серебряными нитями, добавляя жемчуг и самоцветы. Вышивкой также украшались свадебные полотенца, рубахи и платки.

Чаще всего вышивкой занимались, конечно, состоятельные дамы — только они могли себе позволить потратиться на такие материалы. Однако начиная с XVIII века вышивка становится традиционным занятием для всего населения, причем больше ей стали увлекаться девушки-крестьянки. Как и прежде, с ее помощью украшалась одежда, предметы быта (например, полотенца), передники и многое другое.

Вышиваемый рисунок никогда не был случайным — он имел свое, особое значение. Чаще всего, когда орнамент вышивали на одежде, он служил своеобразным оберегом. Для этого его изображали на рукавах, воротнике и подоле.

Изучая это искусство в разные временные отрезки, можно глубже понять этническую историю народов, в то время проживавших в России, их культуру. Со временем узоры и мотивы несколько видоизменялись, совершенствовались, однако их общее содержание и суть сохранялись и бережно передавались из поколения в поколение, сохраняя только лучшее и светлое. Каждое рукотворное изделие отличалось красотой и гармоничностью, а техника выполнения вышивки — точностью и профессиональностью мастериц.

Особенности народного искусства

В музеях сегодня можно увидеть огромное количество образцов народной вышивки. Конечно, намного лучше сохранились образцы 19-его века, однако можно увидеть и более ранние работы. Изучая их, можно отметить, что народная вышивка имела более прочные традиции, в отличие от городской, которая часть видоизменялись под влиянием моды.

В деревнях юные девочки уже к 13-15 годам подготавливали себе приданое. Это были различные полотенца и скатерти, вышитые подарки, предметы одежды и многое другое. Незадолго до свадьбы проводились выставки — это было важно для того, чтобы оценить уровень мастерства девушки. А уже на свадьбе все подготовленные ею предметы раздаривались родственникам жениха.

В крестьянских семьях разные виды рукоделия были развиты. Женщины и девочки с раннего детства ткали, пряли, шили и, конечно, вышивали. Благодаря их большому опыту и помощи со стороны старших мастерство только совершенствовалось.

Одежда в деревнях изготавливалась лишь своими руками, при этом украшали ее не только вышивкой, но и различными кружевами, тесьмой, разноцветными вставками. При этом одежды обычно было много для разных событий — были праздничные, повседневные, свадебные наряды. Отличалась она и по внешнему виду для представителей разных возрастов: так, наряды для молодой девушку и пожилой женщины могли иметь схожий крой, однако украшались они по-разному.

Кроме этого, на различия влиял быт, принятые обычаи, природное окружение в местности, где жили мастерицы.

Вся вышивка русского крестьянского народа традиционно делится на северную группу и группу среднерусской полосы, которая отличается используемыми приемами.

Неповторимость узоров в русской вышивке

Если сравнивать русскую вышивку и технику других народов, легко заметить значительные различия. Так, в русском варианте огромное значение имеют узоры и орнаменты.

Говоря о разных приемах и узорах, важно помнить о том, что они напрямую связывались с формой одежды, которая чаще всего шилась из прямых кусков ткани. Швы были счетными — они выполнялись по счету нитей ткани. Они использовались для украшения концов рукавов рубах и платьев, разреза на груди, низа передника или низа самой одежды. Узор всегда располагался вдоль соединительных швов.

Чаще всего использовались старинные русские швы — крест, счетная гладь, роспись, полукрест, козлик или стандартная мелкая строчка белого цвета. Со временем также появились цветная и белая гладь, крестецкая строчка.

Вышивальное искусство популярно и сегодня — его приемы часто используются для украшения одежды, предметов быта и многого другого: в данном случае возможности ограничиваются лишь вашей фантазией. Наиболее популярными техниками сегодня считаются крест, полукрест, вышивка бисером, лентами и гладью, контурная, петит, а также blackwork. Конечно, сегодня вышивать значительно проще, чем раньше — в специализированных магазинах можно приобрести все необходимое, от ниток до полных схем. Остается лишь приложить немного усилий.

Символика в рисунках

Возникнув еще в древности, это искусство на протяжении сотен лет постоянно изменялось, совершенствовалось. Человек, который постоянно живет среди природы и неустанно за ней наблюдает, подражал им и создавал различные узоры, знаки и символы. Они помогали выразить свое восприятие окружающей действительности и различным явлениям природы, которые были ему не до конца понятны.

Каждый знак, линия были полны глубокого смысла, которые были понятны ему и тем, кто живет с ним рядом. Это одно из средств общения. Со временем фигуры изменялись, становились более сложным, сочетались с другими, благодаря чему создавались узоры и рисунки.

Таким образом возникли орнаменты — это последовательное повторение определенных узоров или групп узоров (такое повторение называется раппортом). Орнамент — значит «украшение». По своим мотивам он бывает:

  • геометрическим — состоящим из разных геометрических элементов;
  • меандровым — сочетающий беспрерывные ломаные линии, которые широко использовались в искусстве Древней Греции. Получил свое название от реки Меандр;
  • растительным — составленный из разных рисунков стилизованных плодов, листьев, цветов, веток и проч;
  • животным — в нем сочетаются стилизованные фигуры насекомых и зверей;
  • птичьим — включающий стилизованные фигуры птиц.

Кстати, птица была одним из наиболее любимых и популярных образов в русском вышивании. Зачастую она использовалась в общей композиции с женской фигурой или деревом — то есть Мировым древом. Это символ воскресения природы, пробуждения всей земли, красоты и рассвета. Две птицы голова к голове — светлый символ счастливого и долгого брака, а потому такой сюжет часто можно увидеть в ритуальной женской одежде. Чаще всего определить, какая именно птица изображена, невозможно, поскольку ее образ обобщен. Птицы часто включаются в орнаментальную сетку в сочетании с различными ромбическими фигурами или с розеткой. Сама сетка могла быть диагональной или прямой.

Птица всегда была символом Солнца, тепла, света и весны. Она предвещала отличный урожай и богатство в течение всего года. Также птица — идея материнства, свадьбы и вечной любви. Вместе с этим в виде птиц также изображались и души уже ушедших из жизни людей. Иными словами, чтобы точно понять, в каком значении этот символ представлен в конкретной композиции, следует оценивать весь сюжет в целом.

Цвет

Помимо самих узоров и орнаментов, большое значение имел и используемый в вышивке цвет. Так, белый традиционно связывался с чистотой, благом и светом. Он олицетворял женское начало, материнство и любовь. Красный же символизировал солнце, жизнь, огонь и красоту. Он использовался для олицетворения мужского начала. Также красные узоры обозначали землю, которая получила энергию солнца и может быть плодородной, дать жизнь всему живому на свете.

Для русского Севера более характерна была вышивка красными нитями по белому фону. В Крестецком районе Новгородской области было особенно распространено изготовление разных видов изделий из белого полотна, которые украшены белой ажурной вышивкой. Называли это «крестецкой белой строчкой».

В среднерусской же полосе — в областях Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской — более популярно вышивание цветной «перевитью». Рязанское вышивание отличается своей многоцветностью, но в изделиях преимущественно использовался красный цвет. Вышивка Владимирской области характеризуется обилием растительных узоров, выполняемых гладью.

Современность

Хотя на некоторое время вышивание отошло на второй план, сегодня оно вновь становится модным — например, узоры можно увидеть в одежде и различных предметах быта. С появлением новых технологий и использованием новейшей вышивальной техники создание различных узоров существенно ускорилось, стало более простым, а рисунки — более разнообразными.

Как и сотни лет назад, древнее искусство сегодня процветает и также считается традиционным украшением, оберегом любого дома. А полотенце (рушник) до сих пор является атрибутом различных обычаев и обрядов. Использует он на свадьбах, при встречах гостей хлебом-солью и проч.

Важное значение в современном искусстве имеют новые технологии. Так, например, в продаже можно найти огромное количество схем и оборудования, полезных советов и хитростей, связанных с вышивальным искусством. Это в очередной раз подтверждает то, что оно является вечной ценностью, которое до сих пор передается из поколения в поколение. А значит, история и традиции этого искусства будут продолжаться и дальше.