История меховых платков в России

История меховых платков в России

Понятие «русский платок» известно во всем мире благодаря огромному труду талантливых российских мастеров. Благодаря им создается уникальный художественный образ, истоком которого стали традиции народного искусства. Красочные композиции сходны с яркими вышивками на костюмах и полотенцах, иконах, а потому они тесно вплетаются в повседневную жизнь простых людей.

В меховых платках гармонично сочетаются ромашки и лотосы, образы павлинов и лебедей, солнечные розетки и вазы, а также огромное количество геометрических, зооморфных узоров.

История появления платков

Производиться в промышленных масштабах узорные платки в России начали в конце 18 — начале 19 веков. Основой будущей крупной текстильной промышленности были небольшие крестьянские хозяйства с ручными станками и красильнями. Со временем ручной труд заменялся использованием паровых двигателей, ситценабивных машин и станков. Благодаря своей неповторимой красоте русский текстиль стал получать высокие награды за рубежом. В создании лучших платков, которые полюбились не только в России, но и в других странах, участвовали талантливые художники.

Среди шерстяных платков первыми наиболее популярными стали «ковровые» варианты с узорами, близкими к восточным. Идея их изготовления появилась у московских фабрикантов в 19 веке. Тогда различные шали и платки были любимым украшением в одежде, особенно у купеческих женщин.

В то же время производились кашемировые шали, причем сразу в нескольких губерниях — от Нижегородской до Воронежской. Для производства использовался пух тибетских коз.

Однако наиболее массовым в 19 веке стало производство популярных набивных платков и шалей. Изготавливались они в Павловском Посаде и Москве. Набивались такие шерстяные платки вручную, а потому они имели особую ценность.

Несколько позже и в городе, и в деревне популярными также стали набивные ситцевые модели — особенно кумачовые. Особенно любили изделия фабрики Молчанова под Москвой и фабрики Барановых Владимирской губернии.

На фабрике Зубкова во Владимирской губернии и фабрике Прохоровской Трехгорной мануфактуры в Москве тем временем производились кубовые платки. Их главным отличием было наличие красных цветочных узоров, которые набивались по темно-синему фону. Изображались яркие розы, тюльпаны и гвоздики.

Шали и платки, называемые «павлопосадскими», отличались буйством пышных букетов цветов и гирлянд по кайме, а также яркими восточными орнаментами, которые имитировали персидские шали. Также в 19 веке производились и узорные шелковые платки, выглядящие особенно утонченно. Выделяются полушелковые, или репсовые, платки конца 19 века, имеющие сложный декор в стиле ампир. На них изображались крупные цветы и листья папоротника, ветки цветущих растений, которые окружены богатыми узорами. Это создавало торжественность и пышность.

Созданные еще в 18-19 веках в России, яркие платки пользовались невероятной популярностью, при этом современные изделия, изготовленные по их подобию, используются и сегодня. Буйство красок и глубокие смыслы, заключенные в орнаментах, актуальны по сей день и отлично подходят как для выступлений, так и для ношения в повседневной жизни.

Оренбургский пуховый платок

Говоря об истории русского платка, нельзя не вспомнить о главном символе Оренбургской земли и при этом достоянии всей России — оренбургском пуховом платке, который считается настоящим произведением народного искусства. В создание каждого такого изделия вкладывалась вся душа и мастерство.

Изготавливались они из пуха оренбургских коз, который считается самым тонким. Толщина каждой пушинки — всего 16-18 мкм, а потому изделия получались настолько нежными и мягкими, при этом они были тонкими и очень легкими. Несмотря на это, с их помощью можно было согреться даже в суровую зиму.

Платок был самым важным предметом гардероба любой женщины. Он использовался вместо халата, покрывала, а благодаря особому пуху местных коз даже большие изделия могли быть очень легкими. Этот промысел мгновенно стал распространяться, и такие изделия стали изготавливать во многих селах и станицах.

Вскоре после этого слава оренбургского пухового платка распространилась не только по России, но и по другим странам мира. Изделия пользовались невероятной популярностью и очень хорошо продавались. Так продолжалось несколько веков, однако после Октябрьской революции поставки прекратились. Со временем спрос несколько упал, однако настоящие оренбургские платки производят и сегодня.