Косоворотка: как появилась главная русская рубаха

Косоворотка: как появилась главная русская рубаха

Косоворотка была основной деталью гардероба каждого русского крестьянина на протяжении почти 5 веков — с XV вплоть до начала XX столетия. Большая часть одежды надевалась лишь после того, как была надета эта рубаха.

Что такое косоворотка

Так называли рубашку с длинным рукавом, обычно белого цвета. Носилась она исключительно навыпуск и на талии закреплялось веревкой. Было несколько видов косовороток — на каждый день и для праздников, у которых ворот был красиво расшит. Для дополнительного украшения надевался красивый пояс — например, он мог быть с кисточками.

Летом крестьяне могли носить одну косоворотку, но в помещениях было принято сверху накидывать жилеты, а зимой — кафтаны. Более богатые люди также имели в своем гардеробе такой предмет одежды, однако он шился из более дорогих материалов — как правило, атласа и шелка. Носили их мужчины, женщины и даже младенцы.

Как произошло название и как появилась главная русская рубаха

Слово «косоворотка» произошло от словосочетания «косой ворот». Действительно: ворот и разрез у такой рубахи располагался не по центру, а сбоку, в большинстве случаев всего слева. Ученые считают, что это было сделано не просто так — при активном физическом труде, типичном для крестьян, благодаря такому пошиву наружу не выпадал нательный крестик. Однако после революции носить и хранить его для многих людей отпала, поэтому и косоворотка перестала быть актуальной.

Особенности

Традиционно название «косоворотка» используется по отношению именно к мужской рубахе. Обычно ее шили из конопляного полотна, но впоследствии также стали использовать хлопковую, льняную, шелковую ткань. Повседневные рубашки шили из неокрашенного материала, а праздничные — из цветного, чаще всего красного.

Такая одежда украшалась вышивкой, имеющей обережное значение. Люди верили, что определенные символы, нанесенные прямо на рубаху, помогут отвести беду. Например, могли вышиваться ромбы, барвинки, виноград.

Женские модели обычно называли просто рубахами. Они были основой костюмов. Длиной они были до пола. Как правило, дома женщины носили только одну косоворотку. Поверх нее надевался сарафан или понева.

Одежда замужних и незамужних девушек отличалась. Как правило, рубахи шились специально для разных случаев;

  • повседневная рубашка – имела длину до пола и самый простой прямой крой. Иначе называлась «станом»;
  • жатвенная рубашка – надевалась на праздник — первый день жатвы;
  • свадебные — самые красивые рубахи, считались счастливыми и бережно хранились, а также передавались по наследству;
  • похоронные – траурные рубахи;
  • для ворожбы и других обрядов — такую одежду надевали порукавкой и имели очень длинные рукава. Кстати, в такой одежде работать было невозможно, поэтому возникло выражение «работать спустя рукава»;
  • убивальница — интересный вид рубашек, который носился в последнюю неделю перед свадьбой. В них девушки «убивались» по своей девичьей жизни, которая вскоре будет оставлена.

Все женские косоворотки также украшались вышивками, причем нередко — языческими символами. Например, это были разные растительные узоры, изображения коней, языческих божеств, ромбы и проч. Ничем не украшалась лишь вдовья рубашка, а вот похоронные наряды также красиво вышивались нитками.

Существовали и детские модели, которые практически ничем не отличались от взрослых за исключением размера. Дети носили только рубашки — больше ничего.

Даже новорожденных младенцев закутывали в косоворотки: девочек — в мамины, мальчиков — в папины. Считалось, что это защищает ребенка от порчи и сглаза. Кстати, именно поэтому все детские рубашки украшались особенно красиво: на них изображались обережные символы.

Крой детских косовороток не отличался до достижения возраста жениха или невесты. Тогда было принято носить уже «взрослые» модели.

Косоворотка в истории

Считается, что косоворотка стала прообразом другой распространенной одежды — солдатской гимнастерки. В 1880 году в Туркестанском военном округе солдатам для занятий на жаре выдавали легкую русскую народную косоворотку. А затем на нее решили закреплять погоны, и такой вид одежды стал крайне популярным в годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны в России.

В гимнастерки одевались казаки, кавалеристы, а также те, кто проходил службу на юге. Прямо сверху на эту русскую рубаху надевалась и портупея. Правда, в таких рубахах нередко косой ворот часто заменялся на прямой.

Русские аристократы и дворяне XVIII-XIX веков косоворотки обычно не надевали, а в качестве нижнего белья они носили сорочки без воротника. Однако исключением стал граф Лев Толстой, который во многом подчеркивал свою близость к обычному народу. По своему имению он гулял в обычной рубахе, правда, разрез у нее был посередине. Кстати, на английский язык косоворотка часто переводится как Russian peasant shirt или Tolstoy shirt, то есть «русская крестьянская рубаха» или «рубаха Толстого».

Уже позднее длинные просторные рубахи с карманами — такие же, как носил Толстой — стали называть «толстовками». Это название известно нам и сегодня. Правда, значение слова со временем немного изменилось — толстовками мы сегодня называем кофты с капюшоном, однако они внешне схожи с одеждой Толстого.

Кстати, с такой же целью надевал такую рубаху и поэт Сергей Есенин. Он хотел создать образ крестьянского поэта и одевался так специально, чтобы поразить столичных литераторов.