Узоры русского народного костюма

Узоры русского народного костюма

Орнаменты и узоры — это художественное построение рисунка из разных элементов. Строятся они согласно законам ритма и симметрии. В основе узоры — различные растительные, животные и геометрические мотивы, и создаются они для украшения поверхности предмета, подчеркивания его формы. Тем лучше он сочетается с формой одежды, чем больше подчеркивает силуэт. Особенно это характерно для русской народной одежды, на которой можно увидеть многократно повторяющиеся полосы вышивки, узорной ткани, тесьмы, аппликаций, кружев и других украшений.

История

Все используемые в русских народных костюмах узоры происходят из глубокой древности. Они никогда не создавались на основе какой-либо одной «праздной» линии — у каждого свое глубокое значение, которое выражается словами, фразами, представлениями. Люди изобретали различные символы для обозначения и закрепления того, о чем они узнали.

Больше всего узоры присущи рубахам, поневам, сорочкам, передникам и поясам. Важно и то, что разные части костюма также были тесно связаны с тем, какие орнаментальные мотивы выбирались. Узоры, как и сам костюм, предполагают ярусное деление. Например, подол — это первый ярус, который ближе всего к земле. На нем чаще всего изображали крестообразные и ромботочечные композиции, которые были символами земледелия, огня и плодородия.

Построение орнамента в большинстве случаев организуется симметрией. Чаще всего она зеркальная — одна половина орнаментированной плоскости повторяет другую, словно в зеркале.

А вот головные уборы, напротив, украшались солярными символами, различными изображениями птиц. Благодаря этому костюм выражал поверья людей, их отношение к окружающему миру и всему божественному. Ведь в древности люди постоянно общались не только между собой, но и с прародителями, духами и богами, поэтому своим обликом люди выражали множество смысловых уровней.

В русском народном костюме, его отделке в виде узоров закладывалась символичная информация об обычаях народа, семейных событиях, занятиях. Также одежда должна была защищать владельца — не только в прямом, но и в переносном смысле. И это отражалось как в узорах, так и в оттенках, которые использовались при создании костюма.

Используемые цвета

Цвет играет в создании орнамента важнейшую роль. Часто рисунок обводится контуром, который подчеркивает его форму. При создании в большинстве случае используют близкие тона, но встречаются и контрасты — например, сочетание теплых и холодных оттенков. Могут добавляться красный и желтый, синий и оранжевый и другие оттенки. Чем больше красок, тем ярче рисунок.

Черный, белый цвета орнаментов символизировали противостояние добрых и злых сил. Цвет жизни — красный. В одежде люди показывали, как пытаются примирить и уравновесить такие силы в своей жизни. Например, белое полотно — добро и белый свет, черная полоса — враждебные силы, а красные узоры — жизнь, мироздание и солнце.

Нередко в них добавлялись светло-зеленые, голубые и песочно-желтые цвета. Так, голубой и синий — это цвета воды и неба. Они символизируют легкость, чистоту, при этом устойчивость и вечность. Зеленые оттенки означали саму природу, жизнь и бессмертие. Это мир растений, без которых жизнь на земле немыслима. При этом цветовые особенности вышитых узоров сильно отличали одежду разных населенных пунктов, что было результатом развития народной культуры.

Особенности и виды

Каждый орнамент отличается собственным изобразительным символическим языком — это сохраняется и сегодня. А еще в Древней Руси узоры имели магическим, обрядовым значением и нередко использовались как обереги. Семантика разных орнаментов сочетает представление людей об окружающей их действительности.

В традициях русского народа обереги, заключенные в орнаментах, — это символы, которые оберегают людей от различных несчастий и всего плохого. Например, изображение руки означало добрые пожелания и счастье. А спираль, так называемый «змеевик», связывался с защитой дома и сохранением семейного очага.

Существует 4 основных вида:

  • геометрический — включает разные фигуры, точки, кресты, которые повторяются, и за счет этого обеспечивается декоративный эффект. Также часто используются ленты, зигзаги и линии, спирали и проч. Такие сочетания можно нередко увидеть в орнаменте русской народной вышивки, и чаще всего в золотом шитье. Узоры такого типа используются при вышивке головных уборов, рубах, передников и других предметов русского народного костюма;
  • растительный. В его основе лежат преимущественно природные мотивы. Изображение флоры чаще делается реалистичным, как на павловопосадских платках. Однако также оно может быть упрощенно стилизованным насколько, что сходство будет практически утрачено. Листы, например, могут превращаться в несколько изогнутых линий. Один из излюбленных мотивов является рисунок «огурцы», который пришел на Русь с востока и был доработан мастерицами. Цветы, плоды, гирлянды ветвей и листьев используются для украшения русских кашемировых шалей;
  • зооморфный. Он включает изображения различных зверей, насекомых, пресмыкающихся и даже сказочных существ. Образы животных могут присутствовать как на одежде, так и, например, на гербах;
  • антропоморфный. Этот вид орнамента предполагает большое количество разных фигур. В нем могут сочетаться рисунки разных частей тела — рука, сердце, глаз и проч. Такие узоры используются для украшений разных деталей костюма: например, передники, головные уборы, наплечники и проч.

Распространенные виды

Одним из наиболее часто используемых является узор солнца — он занимает важное место в русском народном творчестве. Основным солярным знаком являются кресты. Этот знак часто обводит круг. Все это означает нескончаемое движение и жизнь, свет и само солнце.

В орнаментах часто встречается олень, который был очень почитаем — по поверьям, он приносил веселье и счастье. Особенно часто он вышивался на подолах сорочек и фартуках. Это символ красоты, света.

Конь — также частый сюжет. Это крестьянский кормилец и опора хозяйства. Он был наделен божественной силой и считался символом солнца, тепла и жизни.

Еще одним распространенным сюжетом была трехчастная композиция из женских фигур. Некоторые узоры изображают, как персонажи поднимают руки вверх, на других же, напротив, они тянут руки книзу. В первом случае изображения несут идею небесной благодати, во втором же — урожая, плодородия.

На многих русских народных костюмах изображены узоры, включающие символ мирового древа — центра мироздания и союза стихий. Чаще всего такой орнамент украшал головные уборы, рубахи, подолы. Нередко мотив древа жизни можно увидеть на предметах свадебного обряда, поскольку он является символом рая, жизни и связи поколений.

Конечно, раньше сочетание разных узоров на русских народных костюмах носило глубочайший смысл. Сегодня это частично утеряно, но, тем не менее, те модели, которые можно найти в продаже, также украшены различными орнаментами, имеющими особую символику.