Что такое душегрея: история появления, как элемент женского костюма на Руси

Что такое душегрея: история появления, как элемент женского костюма на Руси

Душегрея (или шугай, кацавейка, телогрейка, телогрея) — это верхняя однобортная крестьянская женская одежда для праздников наподобие кофты. Особую популярность получила на Руси в XVII веке.

Ее носили девушки и замужние женщины из боярских и купеческих семей. В XVIII-XIX веках она использовалась чаще всего в городской среде, у купцов, богатых мещан. Известным центром, в котором в XIX в. изготавливались душегреи, было село Городец Нижегородской губернии.

Особенности

Покрой душегреи в разных областях России имел общие специфические черты: полочки были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, сверху она имела фигурный вырез мысом, к которому крепились лямки. Надевали ее обычно поверх сарафана и рубахи.

Душегрею в том или ином виде носили почти все сословия, изготавливалась она тоже из разных тканей. Для дворян и купцов она выполнялась из дорогих тканей — парчи, шелка — и дополнялась яркими вышивками из золотых нитей, бисера, речного жемчуга и даже драгоценных камней. Чтобы подчеркнуть статус, некоторые заказывали пошив душегрей с использованием дорогого соболиного меха. Крестьяне и мещане могли себе позволить беличий или заячий мех для зимнего варианта, а также тесьмой или бахромой — для летнего.

В разных регионах страны были заметны различия в типе ткани и способах украшения. Например, на юге Самарской губернии можно было увидеть телогрейки, которые шились без рукавов, с широкими мышками,а также густыми сборами сзади и с полами на пуговицах спереди. Популярны были модели из шерстяной самодельной ткани синего цвета со сборами сзади.

А, например, в Нижегородской области главной особенностью душегреи было узорчатое золотное шитье. Заготовки для него подготавливали мастерицы из Городецкого и Арзамасского уездов — губернских центров золотошвейного промысла. В качестве материала под золотное шитье применяли бордовый или вишневый бархат. В орнаменте вышивки преобладали в основном растительные мотивы. Особенную популярность в Нижегородской губернии имела епанечка-перышки из красного или темно-синего с зеленым отливом бархата, который был расшит золотыми и серебряными нитями.

Правила носки и виды

Душегрея с узкими длинными рукавами и отложным воротником обычно приталивалась с помощью сборок и имела удобную застежку на передней части — на крючках. Душегрея (шугай) чаще всего изготавливалась из дорогой ткани: штофа, парчи, шёлка, ткани с набивным рисунком; сажалась на подкладку. Известны варианты душегрей на бретелях, без рукавов и воротника.

Душегрею, кстати, иногда называли епанечкой. Правда, епанечка была с воротником, но во всём остальном повторяла душегрею.

В середине XIX - начале XX века крестьянки Центральной части России носили летние душегрейки на вате с прямыми, но немного расклешенными полами; спинкой, которая сходилась к поясу углом, а также складками, заложенными у пояса. Воротник у этих душегреек в основном был круглым, а рукава выкраивались иногда с одной из деталей спинки. Воротник и полы праздничных душегреек оформлялись бахромой, украшались вышивкой золотыми нитями и бисером.

В XVIII-XIX вв. было известно три типа душегреек.

  1. Душегрейка распашная, однобортная, длиной чуть выше талии, без ваты. Её крой — это крой косоклинного распашного сарафана. Она шилась обычно из трех прямых полотнищ ткани (два на полы и один на спинку) и нескольких клиньев по бокам, которые пришивались ёлочкой. В разложенном виде такая душегрейка имела форму круга.
  2. Душегрейка, выполненная из неширокой полосы ткани с прокладкой из ваты или кудели, распашная, однобортная, которая застегивается сверху на один крючок. На спине такой душегрейки вертикально закреплялись плотные валики, заложенные вместе с ватой.
  3. Третий тип душегреек: распашная однобортная одежда на широких лямках, длиной до талии или середины бедра, с прямыми полами и отрезной в области лопаток или талии спинкой. Сзади размещались сборки-фанты. Застегивалась до талии на серебряные или оловянные пуговицы и навесные шелковые петли.

Душегрейка была традиционной составной частью комплекса одежды с сарафаном и была популярна на той же территории, что и сарафан, — в северных, центральных губерниях европейской России, а также в некоторых районах Южной России, на Нижней и Средней Волге, в Сибири. Такая одежда была известна ещё в XVI-XVII вв. Её носили девушки и замужние женщины обычно из боярских и купеческих семей. В XVIII-XIX вв. она бытовала в основном в городской среде, у купцов, богатых мещан. В крестьянском костюме ее можно было увидеть не слишком часто — она обычно имелась лишь в богатых семьях, которые жили в пригородных, торговых или ремесленных селах.