Элементы театрального оформления сцены

Элементы театрального оформления сцены

Оформление сцены — один из важнейших элементов любых театральных постановок, фестивалей, концертов, праздников и показов мод. Особенно высокие требования, как правило, предъявляют к одежде сцены – так называют текстильное оформление сценического пространства. Оно выполняет как техническую, так и декоративную функции. Именно благодаря нему у зрителей формируется неповторимый образ театрального зала, к тому же одежда сцены способствует особой, торжественной атмосфере. Удивить зрителя не всегда просто, поэтому внешнему виду, а также качеству сценического оформления уделяется большое внимание.

Особенности сценического оформления

Главный занавес концертного зала, театра — это постоянное оборудование сценического пространства. Иначе его называют антрактовым занавесом. Это главный элемент одежды сцены, поэтому для его изготовления используются преимущественно тяжелые ткани: велюр, бархат и проч. Форма его может быть разной.

Помимо занавеса, на сценах всегда присутствует большое количество декораций, которые изготавливаются как из синтетических, так и из натуральных тканей, сеток, тюлей и проч. Все подобные элементы называют одеждой сцены. Технология изготовления декораций из текстиля напрямую зависит от того, какой внешний вид требуется, характера использования, а также назначения.

Одежда сцены бывает стационарной (то есть постоянной для конкретной площадки) или специальной (ее применяют лишь для определенных спектаклей).

Для изготовления дежурной одежды применяются только качественные плотные ткани, обычно драпирующиеся, которые имеют нейтральные тона. Обычно используют хлопок и шерсть. Особая группа — это комплект из черного бархата, который можно встретить практически в любом театре или концертном зале.

Элементы одежды сцены театра

К элементам одежды сцены театра относят:

  • арлекин;
  • панораму;
  • портьеры;
  • обивку авансцены;
  • декорации;
  • кулисы;
  • задник;
  • обивку оркестровой ямы;
  • планшет;
  • падуги.

Арлекин

Это короткий горизонтальный занавес, который находится перед главным (т.е. антрактным). Главная его функция — скрыть от зрителей пожарный занавес, который поднят над сценой. Когда высоты колосников недостаточно, чтобы тот полностью скрылся, арлекин помогает его спрятать. Достаточно часто он используется в театрах старой архитектуры, где портал сцены традиционно выполнен в виде арки. В них арлекин располагают за арочной часть, и благодаря нему портал кадрируется, то есть выглядит прямоугольным.

Панорама

Так называют задник, на котором нанесено необходимое изображение. Если передвигать панораму прямо на глазах у зрителей, возникает иллюзия движения декораций и актеров. Изготавливают панорамы отдельно для каждого спектакля.

Задник

Это живописное или аппликационное полотно, которое подвешивают на заднем плане в растянутом виде. Задник — важнейший элемент декораций. Ранее его расписывали гуашевыми или анилиновыми красками, а сверху наносили огнезащитное покрытие. Однако это становилось настоящей проблемой, поскольку после нанесения такого состава краски блекли. Долго пользоваться задниками для сцены не удавалось.

В настоящее время для их изготовления используются современные ткани, которые отличаются долговечностью и огнеупорностью. Изображение на них наносится методом цифровой печати. Транспарантные варианты изготавливают из полупрозрачных материалов. С обратной стороны их подсвечивают либо проектируют на них изображения.

Обивки

Обычно обивки авансцены и оркестровой ямы всегда используются одни и те же. Они необходимы для того, чтобы скрыть технические элементы.

Декорации

Изготавливаются для каждого спектакля отдельно. Могут иметь разные формы и размеры в зависимости от их роли в сцене.

Планшет

Это горизонтальный или с уклоном в сторону зала пол, который изготавливают, как правило, из палубного бруса. Очень важно, чтобы планшет мог выдерживать большие нагрузки.

Падуги

Это полоски ткани, которые размещают на штанкетных подъемах. Падуги могут быть мягкими или жесткими. Они необходимы для скрытия софитов и прочих приборов, которые используются в ходе сценического действия. Другой вид падуг — «со смывом». Их изготавливают из нескольких слоев тюля, обычно неровно обрезанного. С их помощью удается создать впечатление отсутствия падуг, при этом свои функции они выполняют.

Используемые ткани

В зависимости от того, где находится сцена, ее одежда может изготавливаться в бюджетном или эксклюзивном варианте. Обычно используются современные ткани — плотные и негорючие. Дополнительной обработки на протяжении всего срока использования они не требуют.

Чтобы сцена выглядела эффектно, используют эксклюзивные ткани — бархат, театральную сетку, трасчехол, алюшейп.

  1. Негорючий бархат считается классическим вариантом. Главный сценический занавес обычно изготавливают именно из него, а для утяжеления с обратной стороны добавляют несколько слоев более дешевого материала. Также бархат применяют для изготовления арлекина, портьер, обивки оркестровой ямы. Если это соответствует общей картине, используется архат и для декораций, обивки мебели.
  2. Алюшейп — современный высокотехнологичный материал, который идеально подходит для создания эффектных декораций. Это полотно гибкое, а потому с его помощью удается создать сценические пейзажи — скалы, горы, деревья, снег и проч. Занавесы, реквизит также изготавливают из алюшейпа.
  3. Театральная сетка, тюль — это негорючие сценические материалы, используемые для изготовления занавесов, тянущихся потолков, ажурных и прорезных декораций, создания определенных сценических эффектов. На сетку нередко наносят изображения, надписи, из нее делают аппликации.
  4. Трасчехол — огнеупорный синтетический материал, который подходит для многократного использования. Он отлично тянется, поэтому его натягивают на рамы для создания декораций. Выпускается этот материал в разных оттенках. Его легко стирать и при необходимости перфорировать, раскраивать. С помощью трасчехла успешно маскируют кабели, сценические рамы.

Есть и более доступные по цене ткани, которые применяют более массово:

  1. Микровуаль — также негорючее полотно, которое используют для театральных занавесов. Благодаря тому, что он хорошо пропускает свет, такой материал отлично сочетается с однотонными элементами и считается идеальным «компаньоном» для классических вариантов портьер. Такая ткань не топорщится и не линяет, ее легко стирать и гладить. Обычно выпускается в белом и бежевом цветах, при этом на нее можно наносить изображения термотрансфером.
  2. Габардин — это полиэфирная ткань, имеющая полотняное переплетение. Такой материал универсален: используется он для изготовления арлекина, падуг, кулис, занавеса, а также оформления оркестровых ям. Также из габардина изготавливают сценические и карнавальные костюмы, декорации, чехлы для мебели, разные арт-объекты, портьеры и рулонные шторы. Это плотный и прочный материал, который не тянется и деформируется при любых воздействиях. На выбор предлагается широкий выбор расцветок, при этом он подходит и для термотрансферной печати.
  3. Адверта — мягкая ткань, которую производят путем сатинового переплетения из полиэфирных негорючих волокон. Этот материал подходит для термотрансферной печати. Адверту используют для изготовления декораций, передвижных конструкций, занавесок, портьер. Свойства ткани сохраняются на долгое время — в течение всего срока эксплуатации с материалом ничего не случится.
  4. Сатен — блестящий полиэфирный материал, имеющий шелковистую структуру. Изначально такая ткань сатинового переплетения пропитана негорючим составом. Ее используют для портьер, флагов и панно, декораций, элементов одежды. Сатен очень прочен, при этом он не деформируется и не тянется. Световых бликов он, несмотря на свой блеск, не дает. Сатин отлично рассеивает свет и подходит для нанесения на нее изображений методом термотрансферной печати.
  5. Блекаут — плотная и долговечная, очень прочная ткань, свойства которой сохраняются на все время эксплуатации. Благодаря специальному переплетению нитей материал на 99% защищает от ярких лучей солнца и отлично скрывает интенсивное освещение. Используют блекаут для изготовления задников, занавесов, кулис и портьер, падуг, обивок оркестровых ям. Такой материал подходит для термотрансферной печати. Наносить изображение можно сразу с двух сторон. Изображения при этом друг на друга не накладываются, даже если освещение будет крайне интенсивным.

Благодаря одежде для сцены удается создать особое настроение, а также сделать ее более яркой, реалистичной. Для этого важно использовать только качественные материалы, в частности ткани, которые будут служить годами при правильном уходе за ними.