Епанечка в русском костюме: что это такое, как носили на Руси
Епанча относится к одной из наиболее древних разновидностей верхней одежды из русского народного костюма. Упоминание о ней встречается еще в «Слове о полку Игореве», которое относится к XII веку.
В то время епанчой назывался длинный широкий дорожный плащ, который использовали для защиты от дождя и пыли при езде верхом или в экипаже. Епанча не имела застежки и закреплялась пряжкой под подбородком. Само название восходит к турецкому слову «япунджа», который означает «покрышка, попона».
В XVII веке статус епанчи существенно повышается. В это время она стала служить царским облачением, которое предназначалось для торжественных выходов. Например, для приема иноземных послов царь Алексей Михайлович надевал парадную епанчу красного сукна. И это далеко не случайно: длинное, широкое облачение прекрасно подчеркивало величие государя и мощь его власти.
В XVIII веке назначение епанчи вновь изменилось. Она все еще оставалась церемониальной одеждой, однако уже вошла и в повседневную жизнь. Подбитая или утепленная подкладкой, она становилась отличной защитой от стужи и ветра.
При Суворове епанча входит в солдатскую и офицерскую экипировку. Под ней солдаты могли укрываться от дождя и ветра. Епанча заменяла еще и матрас, одеяло во время походов. В сущности, епанча и до сих пор используется в вооруженных силах страны, однако теперь ее называют плащ-палаткой.
Интересные превращения епанчи наблюдались на протяжении веков в том числе и в женской моде. Из верхней одежды она трансформировалась к концу XVIII века в один из элементов бального образа. Ее изготавливали из бархата, кружев, шелка, отделывали мехом или атласом.
Епанча со временем становилась все короче и в итоге стала доходить до талии (епанечка). Любопытно, что ее назначение при этом не изменилось. В сущности она представляла собой все тот же “плащ”, которым дамы прикрывали открытые, как того требовала мода того времени, грудь и плечи.
В XIX веке епанечка была распространена в северных губерниях в основном среди зажиточных крестьян, а в центральных — в купечестве и в мещанской среде. В Нижегородской губернии носили епанечку «перышки» из красного и темно-синего с зелёным отливом бархата, богато украшенную вышивкой золотыми и серебряными нитями. В нижегородских узорах использовались растительные формы орнамента, а также такие мотивы, как букет, перевязанный бантом, и различные вазоны.