История казачьей одежды: традиции донских и кубанских казаков

История казачьей одежды: традиции донских и кубанских казаков

Одежда казаков была практичной, но вместе с тем отличалась своей «народностью», что выражалось в ее уникальном дизайне. Костюмы отличались эстетичностью и оригинальностью. Наряды приспосабливались под разные времена. Но в любом случае одежда обязательно подчеркивала связь с военным делом.

Историческая справка

По всей России было достаточно много казачьих войск. В них входили люди разной национальности, что неизбежно отражалось на их внешнем виде. В костюме донского воина сочетались русские, турецкие, татарские наряды. Благодаря этому костюмы всегда выглядели яркими и необычными.

В гардеробе казака была как военная форма, так и повседневный наряд. Большое влияние на одежду имела кавказская народность. Лишь в середине XIX века была утверждена официальная форма.

Составляющие элементы военной одежды:

  • шаровары – свободные штаны;
  • папаха – меховая шапка;
  • сапоги (или ноговицы);
  • зимняя бурка – безрукавная верхняя одежда;
  • черкеска или бешмет – кафтан, верхняя одежда;
  • башлык – капюшон, который защищает в непогоду.

Традиционная одежда в бою оказывалась непрактичной. В 1915 году кафтан был заменён гимнастеркой, а на смену бурке пришла шинель. А традиционную шапку сместила удобная фуражка. Прежнюю форму надевали лишь на праздники.

Важно! Форму, оружие и коня казак покупал за свой счёт. Это была главная часть его снаряжения, которую заготавливали задолго до службы.

Характерные черты мужского костюма казака

Традиционный костюм состоял из зипуна, шаровар, чекменя, кереи, архалука. В гардеробе было 2 вида рубах – бешмет и русская. Первый вариант доходил до колен, имел широкие рукава, а для застёжек использовались крючки. Русская рубаха носилась обычно свободно.

Важно! Нижние рубашки для казаков вышивали жены или матери. Они считались оберегами, которые защищают в бою. Со смертью воина этот элемент гардероба сжигался.

В дождь и морозы казак надевал балахон. От морозов надежно защищали полушубки, которые надевали прямо на голое тело. Также зимой носили и бурку. Кожаные штаны чембары использовались для рыбалки.

Детали мужских нарядов:

  • лампасы – красочные полоски по бокам брюк, которые указывали на принадлежность казаков к конкретному войску, символ свободы;
  • серьги – определяли родовое место. Например, две серьги в ухе указывали на единственного ребенка в семье.

Казаки верхнедонских станиц одевались достаточно просто, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Примером такого костюма является одежда казаков-некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины часто носили рубахи с "воротом" — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи). Рубаха подвязывалась поясом, который плели из шерстяных нитей, и надевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету. В будни носили преимущественно синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, обычно желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, а также свадебной одежды.

Костюм низовых казаков — это причудливая смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов. Он включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, которые вбирались в сапоги, а также зипун, кафтан, шапку, пояс.

Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего и расширенного книзу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, которая надевалась поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей нередко называли "походами за зипунами".

Популярность зипунов можно объяснить удобством, особенно во время верховой езды — это объяснялось небольшими объемными размерами, а также мягкими климатическими условиями донского края.

Поверх зипуна надевался кафтан, который спускался ниже колен. Кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, достаточно широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан выполнялся из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными пуговицами.

Дополнением к кафтану служил пояс, который украшался золотом, или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку, сафьяновые ножны которой декорировали вышивкой золотом и серебром, бляхами и драгоценными камнями. Поверх кафтана нередко надевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом (тесьмой) с блестками.

Костюм донской казачки: особенности

Повседневный наряд казачки состоял из рубашки, юбки и кофты. На праздники женщины надевали кружевную юбку и кирасу (короткую кофту). Дамы всегда носили фартук. Если в гардеробе была красная одежда, то она сразу становилась лучшей.

Составляющие элементы костюма казачки:

  • длинная рубаха – главный “компонент” гардероба;
  • на праздники надевали кубелек – платье с V-образным вырезом и яркой вышивкой;
  • замужние дамы выбирали сукман – своеобразный сарафан с короткими рукавами;
  • верхний праздничный наряд – кохта;
  • ежедневно женщины носили сарафан поверх рубашки;
  • чтобы не запачкаться, носили белый передник, который назывался «запон»;
  • шаровары для казачек могли быть широкими и узкими;
  • зимой дамы носили жупейку для защиты от холодов жупейкой;
  • спидница представляла собой нижнюю юбку, которую украшали различными узорами;
  • в холода надевали юбку-плахту;
  • на шапку надевали капюшон (башлык), в котором женщины могли даже детей носить.

Важно! Наиболее прочные наряды делали для невест. Чем старше были женщины, тем темнее использовались ткани для пошива одежды.

Чем отличается костюм донского казака от кубанского?

Костюмы разных казачьих войск имели отличия в зависимости от места локализации. Одежда кубанских казаков создавалась под влиянием кавказцев. Донские воины предпочитали чекмени, а кубанские – черкески, которые были распространены среди горцев.

На Дону носили шаровары с лампасами. На Кубани же использовали обычные шаровары. Ежедневно и на поле боя на донском казаке был зеленый китель в сочетании с синими штанами. Для церкви мужчины надевали красные шаровары. Амуниция кубанского воина состояла из штанов, черкески и бешмет. Цвет наряда зависел от звания и сезона.

Украшения, обувь, головные уборы, элементы

Традиционная обувь казаков и казачек — сапоги. Их было достаточно много, поскольку это был наиболее практичный вариант. Любыми сапогами считались мягкие модели с маленьким каблуком или вовсе без него. Для пошива использовалась бычья кожа, которая отличалась прочностью.

На мягкие сапоги надевали галоши из кожи – чирики. Зимой носили шерстяные валенки. Для работы надевали посталы. Также носили тапочки, сшитые из жёстких ниток и воротяшки, мех у которых был внутри.

Важной частью гардероба были головные уборы. Мужская шапка была не только элементом гардероба, но и частью различных обрядов. Казаки носили папахи, которые со временем заменили на фуражки. Женщины носили платок, накидку (башлык) или тканевые шапки.

Важно! Незамужним казачкам позволялось ходить с непокрытой головой. Но замужняя женщина не имела права показаться в обществе без платка.

Женские украшения — чикилики и перлы. Девушки могли носить плоские браслеты с традиционными символами, серьги, перстни и кольца. Для украшений использовали золото, серебро, металл, драгоценные камни, а конкретно для серёжек использовали жемчуг. Материал кольца и его положение на руках определяло семейное положение казачки. Праздничный наряд часто дополнялся ожерельем или монисто. Состоятельные дамы позволяли себе жемчужные бусы.

В 16-17 веке костюм донского казачества формировался в результате взаимодействия различных культур. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный.