Медовый спас: история, смысл, традиции, поверья
Среди всех августовских Спасов Медовый занимает первое место, открывая время сбора урожая и встречу осени. Этот праздник приходится на 14 августа и совпадает с началом двухнедельного Успенского поста, который длится до третьего, Орехового спаса. История этого праздника уходит вглубь веков, и отмечается он всегда широко и ярко.
История Медового Спаса
Медовый Спас имеет несколько синонимичных названий: Первый или Маковый, Маковей, Спас на воде. Каждое из его названий обладает своей историей и является неотъемлемой частью этого праздника.
Само название является напоминанием о Спасителе и спасении. Этот день совпадает с христианским праздником Изнесения Древ Креста Господня. Он своими корнями уходит в Константинополь IX века. Август в этом городе всегда был крайне жарким и приносил людям много бед в виде болезней, распространявшихся именно с испорченной водой. Но после пронесения по городу Животворящего Креста болезни отступили, поэтому крестный ход стали проводить каждый год.
Название Маковей относится к библейской истории о мучениках братьях Маккавеях и их матери Соломеи, которые сохранили свою веру, несмотря на перенесенные испытания.
Согласно древним рукописям, на Руси Первый Спас стал широко отмечаться с XII века, после победы над войском волжских булгар. Князь Андрей Боголюбский перед сражением молился Святому Кресту и ночью увидел важный сон, в котором свет от иконы Божьей матери освятил его воинов. В честь победы князь велел каждый год устраивать крестовые походы к реке. С этим событием связано название Спас на воде.
Упоминание и освящение воды в этот день связано и с Крещением Руси князем Владимиром, которое было проведено 1 августа по старому стилю. До сих пор сохраняется поверье, что Медовый спас – это один из последних рубежей, после которых купаться в водоемах запрещено. Это может навлечь болезни и даже смерть, причем не только того человека, который купался, но и его родственников.
Название Маковый спас связано с совпадением праздника с периодом сбора мака, который, как и мед, обязательно освящали в церкви.
По старому стилю (юлианскому календарю) этот день приходился на 1 августа. Отсюда и традиция праздновать завершение летних деньков, готовиться к осенней слякоти, холодам. Начиналась пора сбора урожая, заготовки лесных даров.
Считалось, что пчелы уже заканчивают трудиться, и самое время забирать соты с медом из ульев. Первый сбор был всегда торжественным, а мед относили в храм для освящения. Традиционно угощали сладким лакомством родных и близких, раздавали бедным и нищим. Свою долю всегда получали священнослужители, а ребятишки и подростки с нетерпением ожидали пчеловодов дома. Они собирались близ пасеки, просили угощение, пели хвалебные песни и наряжались в костюмы. Медом принято было угощать всех, так как обделить кого-то – это страшный грех!
В храмах накануне совершают вечерню, переносят Крест на престол, что является началом Крестопоклонной недели. В праздник священнослужители проводят литургию, а также освящение воды.
Традиции праздника
Медовый Спас традиционно приходится на конец второй недели августа. Торжество предполагает не только сбор и освящение меда и других «пчелиных продуктов», но и отпущение грехов, укрепление тела и духа. Для празднества установлены свои традиции, приметы, поверья, запреты. Правда, совпадение с началом поста вносит коррективы, и особенно это связано с рационом.
Традиционно именно со дня Медового Спаса на Руси начиналась откачка меда. Считалось, что пчелы перестают носить «взятки» с цветов. Владельцы ульев отламывали первые соты и носили их на освящение в церковь.
В этот день традиционным угощением были пироги с медом, пшенной кашей. Также обязательно пекли блины. Существовал целый купеческий обряд: свернутый в квадрат блин купец должен был есть, откусывая по одному уголку в каждом из углов своей лавки. Это неизбежно приносило успех в делах и большую прибыль на целый год.
Сбор мака также сопровождался рядом обрядов. Один из них гласил, что если освященный в церкви мак рассыпать по двору, в него не попадет нечисть.
Традиционно в этот день девушки и женщины собирали оберег из трав, который также освящался в церкви вместе с медом. В него входили несколько обязательных трав, каждая из которых имела свой сакральный смысл:
- Календула и рута считались оберегами от хворей.
- Колоски овса включались в оберег для хорошего урожая.
- Веточки мяты добавляли для сохранения любви, уюта, дружелюбной атмосферы в семье.
- Калина была традиционным символом девичьей красоты.
Букет обязательно перевязывали красной лентой и хранили в доме до следующего года. Часто такие букетики вешали в изголовье кроватей детей для оберега их сна, отпугивания злых духов и страшных снов.
На Первый Спас всегда помогали бедным и обездоленным. Вдовам и старикам помогали заготавливать дрова и убирать урожай, а нищих бесплатно угощали пирогами и медом. В этот день на селе начинались работы по сбору урожая.
Приметы
Как и многие другие праздники, Первый Медовый Спас имеет множество примет:
- Считается, что в этот день женщине будут отпущены все грехи, если они есть.
- На Медовый Спас освящали колодцы и в последний раз за год купали скот в озерах и реках.
- Маковей был последним днем для засеивания озимых.
- Есть поверье, что если в этот день не начать откачку меда, то пчелы из чужих ульев вынесут весь собранный мед;
- Идут дожди – до конца года будет мало пожаров.
- Все, загаданное с ранней порцией нектара, обязательно сбудется.
- В наступающий после Медового Спаса день проводилась генеральная уборка, чтобы из дома убрать плохую энергетику.
Подобные праздники всегда сопровождаются многочисленными песнями, поверьями,, загадками. Праздновался Маковей весело, широко, обязательно в народных костюмах.
Согласно народным приметам, с этого дня птицы уже поют тише, умолкают, готовясь к холодам. Перелетные птицы готовятся к дальним «путешествиям» в теплые страны, собираются в стаи. Пчела прекращает собирать мед, а в прудах и озерах, реках «цветет» вода, то есть лето завершается.
Современные традиции празднования Медового Спаса во многом следуют давним обычаям наших предков. Освящение в церкви свежего меда, воды, букетов полевых цветов распространено в России и других славянских странах и сегодня. Традиционно с середины августа начинают и особую, очень важную пору в землеводчестве – уборку урожая, подготовку к посеву озимых культур. Несмотря на то, что прошло уже почти 10 веков, давние русские традиции продолжают соблюдаться и в современном обществе.