Национальная обувь разных народов: история происхождения и виды

Национальная обувь разных народов: история происхождения и виды

В былые времена разные народы носили разную национальную одежду. Определить принадлежность человека к той или иной народности можно было по его национальному костюму. Это же касалось и обувки. Национальная обувь в русском стиле каждого народа имела свои отличительные особенности.

История русской народной обуви, ее происхождение и особенности

Уже в VIII веке на Руси носили высокую национальную обувь, которая по виду напоминала сапоги, но с мягким голенищем — ее называли бахилами или броднями. Ее, конечно, сочетали с русской народной одеждой. Также с VII века известны на Руси кожаные поршни. Даже в деревнях такая была не редкостью, но вот сапоги, бывшие прежде всего у знатного люда, распространились в деревнях лишь с XVII века, и то - зажиточные крестьяне надевали их по праздникам и, скорее, носили либо "от избытка", либо "для щегольства", а в будни почти все ходили в лаптях. В городе жители с давних пор выбирали кожаные изделия — поршни, коты или сапоги.

Интересно, что многие историки позже стали оценивать уровень жизни русского народа и конкретной семьи непосредственно по типу обувки, а также традиционному русскому костюму. Так, например, на севере, где сложились благоприятные условия для скотоводства, даже нищие могли носить кожаные изделия, а в некоторых южных районах крестьяне, наоборот, всё лето могли проходить босиком.

Обувь надевали на онучи или вязанные носки — так называемые копытца. Такие носки не были оснащены пятками, и плели их с помощью одной костяной спицы. Носки с пяткой, которые стали позже вязать на нескольких спицах, назывались немецкими. Некоторые учёные считают, что до появления берестяной и кожаных изделий наши предки могли ходить в одних онучах, возможно, надевая сверху чулки — ноговицы. На это указывает само слово "онучи".

Кстати, всем известные валенки (="вάленцы") возникли в Сибири лишь в XVIII веке, а в центральных регионах России — в XIX веке.

Как и к любой мужской или женской одежде, к обуви на Руси относились с уважением. Известно, что увидеть во сне ее — к счастью, а вот оказаться в таких видениях босяком — к нужде или болезни. Интересен и свадебный обряд, по которому молодая супруга должна была разуть своего мужа. Скорее всего, таким образом она выражала ему покорность.

Особенности национальной обуви

Русские крестьяне носили лапти, а городские жители – высокие сапоги. Изначально сапоги имели плоскую подошву. Каблуки в России впервые стали использоваться только в 14 веке.

Высокие сапоги чаще всего имели квадратный носок. Голенища сапог были сравнительно короткими. Они были сшиты из цветной кожи, парчи или бархата. Их часто украшали вышивкой и драгоценными камнями.

В конце 17 века под влиянием западной моды представители дворянства стали носить полуботинки.

Лапти – это плетёная обувь, которая считается одним из наиболее важных символов традиционного образа жизни русского народа. Их изготавливали из луба (коры берёзы или липы). Они выступали основной крестьянской обувкой до середины 19 века.

Под них надевали онучи, то есть обмотку — полоску ткани, которой оборачивали стопы. Онучи наматывали вокруг голени, а внизу (на стопе) их фиксировали так, что они напоминали древнегреческие сандалии. При длительной ходьбе их необходимо было перематывать. Надевали с национальным русским костюмом.

Такую обувку, как правило, плели зимой, когда крестьяне не были заняты работой на поле. Заготовку луба проводили еще летом. Именно в этот период кора обладала необходимой прочностью. При заготовке луба крестьяне нередко срезали кору с липы. Из-за этого дерево оставалось голым. Отсюда и пошло знаменитое выражение: ободрать как липку.

Для того, чтобы изготовить один лишь лапоть, требовалось семь лубяных полос, длиной примерно по 2 м каждая.

Валенки – это ещё один вид традиционной русской обуви. Они считались лучшим вариантом для холодной русской зимы. Лапти же стали символом бедности и некоторой отсталости.

Первые валенки были изготовлены столетия назад из овечьей шерсти. Они позволяли сохранять ноги в тепле даже в очень суровый мороз. Они были в каждой крестьянской семье, иногда даже передавались из поколения в поколение.

Со временем валенки распространились так, что люди уже не могли представить своей жизни без них. Говорят, что даже Пётр Великий носил валенки. И советские солдаты во время Второй мировой войны надевали именно их — они были частью зимнего обмундирования. Часто их сегодня надевают с зимним народным костюмом русских людей.

Валенки были известны повсеместно, даже в очень холодной Сибири. Ненецкие народы называли их пимами. Их выполняли из натуральной оленьей шерсти, снятой с копыт животного.

Как известно, помимо русских в России проживали также тюркские народности. К ним относятся татары, которые также имели свои национальные костюмы.

Русский народный костюм как мужчин, так и женщин, состоял из шароваров и рубашки, которую носили под безрукавку. Женщины на рубашки надевали вышитые нагрудники. Зимой же выбирали бешмет или шубу.

Мужской головной убор назывался тюбетейка. Он имел полусферическую форму. Изготавливался из меха или фетра. Женщины обычно носили маленькую вышитую бархатную шапочку, которая называлась калфак, и платок. Богатые женщины надевали много украшений. Традиционная обувь была изготовлена из кожи. Она имела мягкую подошву. Это были ичиги.

В юго-западных областях России и на Украине принято было носить черевички. Это древнерусское название кожаных изделий.

Это кожаные башмаки на каблуке, обычно изготовленные из цветной кожи (чаще всего из красной), с острым носом.

На севере России черевичками называли праздничные женские башмаки, которые надевали по особым случаям.

Подробнее о лаптях и поршнях

Поршни известны на Руси с давних пор: ещё в VII веке их носили восточные славяне, а позже — небогатый городской люд. Само слово "поршни" переводится с древнерусского как "лоскут" или "рыхлый". Прототипом поршней считаются сандалии или кусок цельной кожи, которой оборачивали ногу древние люди. Некоторые историки считают, что в древности для изготовления поршней кожу снимали с нижней части лапы животного.

По внешнему виду поршни — это мягкие туфли, которые изготовлены из одного или двух кусков кожи. По краям поршней продевались в сделанные отверстия ремешки, которые затягивались у голени и позволяли зафиксировать обувь на ноге. Известен также другой вид поршней, которые состояли из трёх частей: одна служила подошвой, другая образовывала бортики и задник, а третья нашивалась на носок. Как и любая другая подобная обувь, поршни носили с холщовыми или суконными онучами и подвязывали их к ноге кожаными оборами.

Праздничные поршни украшались разноцветной вышивкой или бахромой. Чаще всего вышивка представляла собой узор из растений, который сочетался с бесконечной плетенкой. Для того, чтобы выделить рисунок, его делали цветными шерстяными, льняными и шелковыми нитками. Носили их с яркими русскими национальными костюмами.

Лапти — наиболее распространённая на Руси обувь, выполненная из коры дерева. Первые упоминания о них встречают в документах, относящихся к X веку, хотя сам кочедык (= "свайка", "швайко") — инструмент, которым пользовались для плетения, специалисты находили в древних стоянках, относящихся к раннему железному веку (I тыс. до н.э.).

Их делали из узких полосок лыка — подкорья липы, ивы, вяза или можжевельника. Известно два способа плетения: прямое, когда лычные полосы кладутся перпендикулярно друг к другу, и косое — полосы соединяются под углом. Последние были особенно распространены и назывались верзнями. Они также отличались носами (тупые, круглые, прямоугольные), высотой бортов ("обушников”) и задника.

Лапти, как и другую обувь, носили с онучами — полосами (шириной около 30 см) белого, чёрного и коричневого сукна. Обычно летом надевали холщовые (льняная или конопляная ткань) онучи, зимой — суконные (шерстяная ткань полотняного плетения) и холщовые вместе.

Такими полосами ткани оборачивали всю ступню и голень. Онучи, если их надевали с короткой обувью или вообще без неё, подвязывали к ноге кожаными поворозами или оборами — веревочными или лыковыми, вязанными или плетеными. Первые обычно носили в будни, вторые — чаще белого или красного цвета — по праздникам. Оборы обвязывали вокруг ноги крест-накрест или витками.

На праздники, если не было возможности надевать кожаные модели, плелись лапти писаные: полосы лыка были узкими, и из них мастера выполняли разные красивые узоры. Иногда вместе с лыком вплетали тесьму или красили только отдельные лыковые полоски (например, лыко вяза держали в горячей воде, отчего оно становилось розовым). Их надевали с чёрными или красными оборами, которые сразу выделялись на белоснежных праздничных онучах.

По данным историков, плести лапти было делом очень трудным и долгим. В конце XVIII века академик Лепёхин подсчитал, что для крестьянина в год необходимо было изготовить 50-60 пар! Они изнашивались крайне быстро. В летнюю пору за четыре дня, зимой — за десять. "В дорогу идти — пять пар плести", — так говорилось в известной старой поговорке.

Еще более удивительно выглядят затраты материала: на 50 штук требовалось всего 150 лутошек (липовых заготовок), каждая из которых подходила, только если "содрана" с дерева возрастом не ранее 3-х лет. Деревья липы просто не успевали за потребностями деревенской России, вот почему к концу XVIII века на них стали использовать вяз, иву, лозу, а на севере — бересту.

Известно и то, как изготавливались лапти. Лыко сдирали по весне или в начале лета. Сначала его держали в теплой воде, а потом держали в запруде, чтобы снять кору было проще.

Однако не стоит считать, что наши предки, особенно в стародавние времена, поклоняясь духам природы и бережно относясь к любой живности, так легко портили деревья, буквально убивали их. Они знали, как, снимая кору, не повредить самому дереву. Этнографы указывают на то, что этот же приём был известен американским индейцам.

Плели лапти на специальной колодке, причем легче всего было делать нос, подошву и обушник, а вот запятник обычно давался с большим трудом. Сохранилась народная байка о том, как царь Пётр, у которого всегда все получалось, как-то решил сплести такую обувку. Хорошо у него дело пошло, да как стал он запятник делать, так "и задумался". Закончить у него так и не удалось, а этот незаконченный лапоть в Петербурге хранили и показывали.

Эту обувку делали всей семьёй, ведь из-за больших трудозатрат и больших потребностей в хозяйстве ими приходилось заниматься круглый год. А уж сколько названий было! Если их плели из ивовой коры, то звали коверзнями. Они считались самыми «слабыми», даже плести их было зазорно. Из коры тала плели шелюжники, из дубовой — дубовики. Там, где лыка не было, научились плести лапти из корней (коренники) и даже конского волоса (волосяники). Намного позже (XIX век) из пеньковых верёвок стали плести внешне похожие на чуни ("ходоки", "шептуны").

Для работы также плели изделия с невысоким голенищем, по типу калош, которые прозвали ступнями. Обычно в ступнях занимались разными хозяйскими делами во дворе, особенно в осеннюю или весеннюю грязь, когда их с онучами одевать было некогда. Ступни держали прямо у порога.

До нынешних времен дошли сведения о том, что сначала лапти были разными для правой и левой ноги. А вот у мордвы, татар и чувашей обувь не имела таких отличий. Возможно, именно у них научились мы делать их одинаковыми. Тем более, что это было в разы практичнее: потеряется один, так другой не надо выкидывать.

Обувь, как и одежда, в русской истории играла важную роль — к лаптям и другим видам, костюмам в России относились с уважением, тщательно берегли и аккуратно носили.