Национальный костюм татаров: как называется, элементы одежды, отличия

Национальный костюм татаров: как называется, элементы одежды, отличия

В национальном татарском костюме сочетается все мастерство народного творчества и вечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм способен рассказать об индивидуальных чертах человека, его уникальном характере и эстетических предпочтениях. По татарской одежде можно было даже определить возраст и социальное положение человека. Народный костюм татар считается ярким индикатором национальной принадлежности человека.

На татарский национальный костюм существенно повлияли восточные традиции, ислам, а также сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар. В нем гармонично сочетаются ткани ярких "восточных" цветов, головные уборы с достаточно сложным и богатым орнаментом, а также разные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения.

Женская и мужская татарская национальная одежда

Основные элементы были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма считалась его трапециевидная форма. Татары традиционно носили длинные широкие туникообразные рубахи, а также распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу татарского костюма как у мужчин, так и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

До середины XIX века распространенной у всех татар была древняя туникообразная рубаха, которая шилась из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями, а также разрезом по центру груди. У казанских татар часто встречалась рубаха с воротником-стойкой.

От других туникообразных рубах татарская рубаха обычно отличалась длиной и шириной. Она была свободной, имела длину до колен, длинные широкие рукава. Ее никогда не подпоясывали.

Женская рубаха была очень похожа на мужскую и отличалась лишь длиной – она могла доходить почти до щиколоток. Состоятельные татарки часто шили себе рубахи из дорогих тканей — например, шелка или шерсти, парчи или хлопчатобумажной ткани. Одежды украшали лентами и кружевом, тесьмой и воланами. Кроме этого, неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Его надевали вниз под рубаху с глубоким вырезом, что позволяло скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) — это широко распространенная форма тюркской поясной одежды, "штаны с широким шагом".

Мужские штаны обычно из полосатой ткани (пестряди), а женщины носили чаще всего однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны изготавливали из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была преимущественно распашной. Отшивалась она из фабричной ткани (хлопчатобумажной, шерсти), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда изготавливалась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К ней можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, который считался разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда, утепленная шерстью или ватой, чабулы чикмен – рабочая одежда из сукна, чабулы тун – меховая шуба, часто крытая тканью. Для посещения мечети мужчины надевали чапан.

Важным атрибутом верхней одежды татар был пояс. Надевали пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, в более редких случаях — вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской только декоративными деталями. При пошиве часто использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Нередко женщины носили поверх рубахи камзол. Он считался летней домашней или выходной одеждой — все зависело от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола оформляли позументом, полосками галуна, перьями и мехом. Впоследствии в восточных районах камзол стали украшать еще и монетками.

Татарские национальные головные уборы

Мужские головные уборы татар делили на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором считалась тюбетейка – ее надевали на макушку, это небольшая шапочка. Поверх тюбетейки носили различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), а также ритуальные головные уборы (чалма).

Тюбетейку простегивали и между строчками вкладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовались разные виды тканей и приемы орнаментации, благодаря чему существовало большое количество вариаций такого головного убора. Наиболее яркие тюбетейки предназначались для молодых людей, а взрослые мужчины и старики надевали более скромные однотонные тюбетейки.

В женских головных уборах татар можно проследить возрастную дифференциацию.

Наиболее популярным девичьим головным убором был калфак. Его носили на голове со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывали назад. У сельских девушек и кряшен калфак чаще всего был вязаным, его делали из белых хлопчатобумажных ниток. Городские калфаки вязали в полоску из цветных шелковых нитей.

Головные уборы замужних женщин покрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из нескольких обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки обычно заплетали две косы, которые спускались на спину, а кряшенки укладывали свои косы как и русские женщины — вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – обычно носили пожилые женщины. Они были разными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы носили поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.