Народный костюм Белгородской области

Народный костюм Белгородской области

Белгородская область образовалась в середине 20 века. Здесь жили украинцы и переселенцы из Центральной части России. Все это сказалось на традиционных нарядах, которые носили жители края еще несколько сотен лет назад. Разнообразны как женская, так и мужская одежда, головные уборы, украшения.

Особенности народного костюма Белгородской области

Роскошный и при этом удобный народный костюм, который традиционно носили на Белгородчине, всегда был украшен особенно богато. В нем сочетались черты южнороссийской и общеславянской культур: поневы и клетчатые темные брюги, е«рогатые» головные уборы, яркие украшения-ленты, рубахи с поликами — то есть плечевыми вставками.

Крестьянская одежда в этом области традиционно имела свободный прямой покрой — она не могла подчеркивать особенности фигуры, и это не было ее главной целью. Ее шили из прямоугольников разных размеров — это позволяло не оставлять обрезков. Полотно имело простое переплетение, лишь в редких случаях ткань создавалась в многоремизной технике с разными красивыми узорами, но все же «белым по белому», без иных оттенков.

В конце 19 века стали использовать материалы фабричного производства — шелк, атлас, сатин и ситец. Это были недешевые ткани, а потому их них шили обычно верхнюю часть одежд и рукава. Украшениями выступали различные ленты, тесьма, бахрома, кружево.

Мужская одежда

По сравнению с женским, мужской костюм был достаточно однообразным. В него входила рубаха, шаровары или штаны, которые раньше называли портками. В холодное время года костюм дополняли шубы и кафтаны, зипуны. Обувь — либо лапти, либо сапоги. Со временем одежда изменилась под влиянием городской моды. Например, добавились карманы.

Рубаха

Рубаха в конце 19 — начале 20 веков была традиционно сшита по типу обычной туники. Изготавливалась она из полотнища, которая перегибалась по утку, поперечной нити на материале. Носилась рубаха обычно навыпуск, а длина зависела от возраста. Молодые парни и мальчики носили рубахи немного ниже пояса, а мужчины старше — до колен.

В украинских селах Белгородской области обычно носили рубахи с прямым разрезом ворота и косоворотки, которые могли как заправляться, так и носиться навыпуск. В других же поселениях — например, Алексеевского района — у рубах был прямой разрез на груди и стоячий воротник. У ворота могли быть сборки. В праздники обычно носили рубахи из ситца.

Мужчины подпоясывались узким пояском, причем разным в будни и праздники. Для ежедневного ношения использовались неширокие и однотонные варианты, которые завязывались на левом бедре, а по праздникам — широкие и вязаные, обязательно цветные: зеленые, желтые, фиолетовые. Кисти часто украшались бисером, бахромой, цветными пуговицами. Обычно пояс оборачивали вокруг талии несколько раз, а концы затыкали под него же.

Штаны

В Белгородской области традиционно мужчины носили неширокие шаровары и порты, при этом брючины книзу сужались. В украинских же селах более распространены были шаровары пошире. Носили их казаки и крестьяне-поселенцы. В некоторых поселениях мужчины предпочитали, напротив, очень просторные штаны на широком поясе.

Верхняя одежда

В праздники было принято надевать приталенные кафтаны длиной до колен. Рукава у них были длинными, а воротник — стоячий или отложной. Изготавливали кафтаны из фабричного или домотканого сукна темных оттенков.

В будние дни крестьяне носили зипуны из грубого сукна — серьмяги. Такой материал никак не окрашивался и не отбеливался, а потому оставался серым или бурым. Если было слишком холодно, поверх надевали армяк — обычно из толстого домотканого сукна.

Теплая верхняя одежда могла изготавливаться и из дубленой овчины — такой вариант был более дорогим. Простые люди носили «нагольные» изделия, то есть кожей наружу, а более богатые крестьяне сверху покрывали их нарядной тканью. Впоследствие долгополные кожухи стали носить название «тулупы» и «шубы», короткие же называли полушубками.

Сами шубы обычно изготавливались из белого, черного или коричневого цветов. Спинки их были отрезные, юбки — присборенные и немного расширенные. Часто добавлялись прорезные карманы и невысокие стоячие воротники.

Головные уборы

Среди простого народа был особенно популярен колпак с отогнутыми полями — они плотно прилегали к тулье. Названия у него были разные — валенка, ермолка, шлык.

В летнее время крестьяне носили шляпу брыль с полями, изготовленными из соломы или войлока. Впоследствии более популярными стали кепка и картуз. Зимние же головные уборы имели совершенно разную форму: они были и низкими круглыми, и высокими цилиндрическими, и суженными кверху. Изготавливались они из ткани, похожей на бархат — плиса, сукна. Традиционным украинским вариантом была высокая барашковая шапка.

Женская одежда

Женская одежда, в отличие от мужской, имела большее разнообразие. Общей с мужскими вариантами была рубаха. Она сочетала две части: подол (или подставу) и манишку (или стан). Если костюм был праздничным, их не сшивали. Стан выполнял роль кофты, а подставу надевали под юбку.

Зимой женщины носили зипуны, шубы, холодайки и халаты. Для повседневного ношения использовались сапоги и лапти. По праздникам же девушки обували черевички, или «коты» — это башмаки на низком каблуке. Обязательный элемент любого костюма — головной убор: кокошник, сорока или платок.

Женские народные костюмы в Белгородской области были так разнообразны, что отличались в разных регионах.

Юбка и жилет

В Губкинском, Новооскольском, Чернянском, Волокновском, Валуйском и Вейделевском районах женщины традиционно носили юбочный комплекс.

Юбки изготавливали из тканей фабричного производства — атласа, сатина, ситца. Снизу могла пришиваться манчета — это широкая плиссированная оборка, сверху которой нашивалась полоска черной ткани.

Юбки во многих селах шились из красной клетчатой шерстяной ткани. На талии делали некрупные складки, а к пояску пришивали узкие лямки — они перекрещивались на спине. Пояса ткались с традиционным рисунком на красном фоне, а на их концах были украшения в виде бисера, бахромы и кистей.

Костюм также включал жилет. Он мог быть коротким и прямым или длинным и расширенным.

На голову девушки надевали кокошники и повойники, которые сверху покрывались платком.

Понёвы и передники

В восточной части Белгородской области – Алексеевском, Красногвардейском, Красненском, Старооскольском и частично Корочанском районе – был более распространен понёвный комплекс. Понёва — это домотканая шерстяная юбка в клетку или полоску. Она бывала как глухой, так и распашной. Надевали такую юбку только после свадьбы, поскольку это было традиционным атрибутом замужних женщин.

Поневы часто шились сразу из четырех полотнищ. Три из них были с крупной клеткой, а четвертое однотонное, черное. Праздничные юбки украшались вышивкой шерстяными нитями.

Наряд дополнялся передником. Его носили как в будни, так и в праздники. Славяне верили в то, что он защищал женщину от всех злых сил. Обычно передники были короткими, и они завязывались на талии. По ткани и вышивке они сочетались с остальными одеждами.

Обязательным элементом также был и пояс. С поневой женщины надевали неширокие шерстяные подпояски с рисунком в виде продольных полос. Праздничные пояса были более широкими и дополнительно украшались бахромой.

До замужества в селах девушки нередко носили сарафан с широкими лямками. Изготавливали их из трех деталей.

Головной убор должен был полностью скрывать волосы от посторонних глаз. Без него замужняя женщина не могла выйти на улицу, а в некоторых случаях — даже показываться семье.

Сарафан

В западной части области – Ракитянском, Ивнянском, Грайворонском, Прохоровском, Шебекинском, Яковлевском, Белгородском районах – основой женского костюма был сарафан. Кроме этого, также носили рубаху, завеску, пояс и кокошник.

Сарафаны изготавливались, как правило, из шерстяной темной ткани. Они могли украшаться позументами, полосками из шелка разных цветов, золотыми шнурками. Передняя часть сарафана была без декора, и ее полностью закрывала нарядная завеска.

Сарафан обязательно подпоясывался поясом. В богатым семьях к венчанию невестам шили сарафан-шубку. От обычного по крою он не отличался, однако ткань для него использовалась другая — более яркая, с рисунком. К такому сарафану надевали рубаху с пышными рукавами.

В праздники женщины надевали двухгребенчатый кокошник — «золотоглав». Он мог по-разному украшаться: бисером, бусами, монетами.

Народные костюмы Белгородской области — как мужские, так и женские — отличались своей неповторимостью и красотой. Выглядели настоящие одежды тех времен по-настоящему роскошно.