Описание национального костюма русской женщины: виды и особенности

Описание национального костюма русской женщины: виды и особенности

Национальная русская одежда — это уникальные по своей красоте наряды. Они не только защищали от холода и жары. Она буквально рассказывали о семейном положении человека, его возрасте, а также о том, откуда он родом. Каждый вариант костюма имел свои особенные детали, нестандартное оформление. Значение имел также правильный подбор тканей. Украшения, отделка и покрой всегда носили определенный скрытый символический смысл.

По мнению исследователей, русский национальный костюм полностью «сформировался» еще в XII столетии. И до XVIII века его должны были носить представители всех слоев населения — от бедных земледельцев до богатых бояр и правителей. После указа Петра I русское традиционное платье немного уступило европейскому. Петр был уверен в том, что «простонародный костюм» не подходит для полноценного культурного и торгового обмена с европейцами. С того времени традиционное русское платье начало называться «крестьянским» и сохранилось исключительно у представителей соответствующих слоев населения.

Особенности костюма

Традиционное русское платье женщин было представлено в двух вариантах: праздничном и повседневном. Для обоих характерна так называемая «многосоставность» (наличие нескольких слоев одежды). Силуэт мог быть прямой или расширенный книзу (клеш). Подчеркивать талию было не принято. При выборе тканей обычно предпочитали яркие расцветки.

Русский национальный костюм для женщин мог быть сарафанным и понёвным. Первый вариант был популярен в северных областях, второй — в южных. Основой наряда была просторная рубаха. Шили рубахи из натуральных тканей — льна или хлопка. Представительницы обеспеченных слоев населения подбирали для себя более дорогие варианты, например, шелк.

Подол рубахи, а также рукава и область ворота красиво декорировались вышивкой, расшивались тесьмой, блестками и пуговицами. Также при шитье использовали узорчатые вставки. Для праздничного костюма готовили рубаху, которая полностью расшита спереди плотным орнаментом.

В каждой области были собственные виды узоров и орнаментов, которыми была украшена русская одежда. Цветовая гамма тоже была разной. Например, в селах и деревнях около Воронежа носили одежду с вышивкой черного цвета, которая выглядела очень изысканно. В северных и центральных губерниях предпочитали яркие варианты: вышивку позолоченными или ярко окрашенными нитями из шелка или хлопка. Основными оттенками были красный, синий и черный.

Южный русский национальный костюм состоял из просторной рубахи и поневы (набедренного куска ткани, похожего на юбку). Такая одежда была у каждой замужней женщины — носить нужно было только ее. Поневу изготавливали из трех кусков ткани. На подоле можно было увидеть вышивку и другие украшения. Ткань выбирали плотную полушерстяную (в отличие от рубахи, которую всегда шили из простого холста). На талии поневу закреплял шнур из шерстяных нитей (гашник). Спереди часто дополнительно надевали передник. В южных областях рубахи украшали преимущественно красными узорами.

Элементы вышивки также имели большое значение. Они «говорили» окружающим важную информацию о владельце одежды. Например, на рубахах у просватанных девушек можно было увидеть круги, ромбы и крестики. Определенные варианты орнаментов имели древнеславянское происхождение и языческий смысл.

Традиционные ткани и цвета

Излюбленным цветом славян был естественный белый (базовый). Желтый, зеленый или оранжевый создавали искусственно путем дубления коры. Распространенным цветом одежды был синий, а праздничным вариантом – красный. Последний делали из настоя кирпича, корней марены.

По составу ткани можно было определить статус русского человека: чем изысканнее и дороже наряд, тем богаче его владелец. Люди из знати могли себе позволить фабричную материю и даже дорогие варианты, которые привозили из других стран: шелк (паволоку), аксамит и парчу. Простые русские люди шили для себя одежду из шерсти, льна, конопли. После 19 века на деревенских ярмарках уже можно было купить сатин, ситец, парчу, штофу или позумент.

Лен при выделке становился серебристо-серого цвета, и его отбеливали с помощью золы, снега и даже солнечного света. В зависимости от степени выделки получался грубый, суровый или тонкий холст. Из последнего изготавливали праздничные национальные наряды (платки, крестильные рубашки, платья). Грубый холст применяли для подстав к женским рубахам и повседневной одежды. Самым ценным материалом считали волосень — шерсть молодой овцы, которую не стригли целый год. Из длинных волокон делали нитки для вышивки. Из обычной шерстяной ткани шили поневы, сарафаны, рубахи.

Шерстяную или полушерстяную толстую домашнюю ткань (сукно, пониток, сермяжину) можно было использовать для шитья теплой верхней национальной одежды. Меха могли себе позволить только богачи – для них добывали куниц, белок, соболей. Простым русским людям были доступны преимущественно овчина и шкуры диких животных.

Сарафан

Традиционный русский сарафан, как ни удивительно, имеет восточное происхождение. В переводе название этой вещи — «одетый полностью». Существовало несколько разновидностей сарафанов:

  1. Распашные сарафаны носили чаще всего в уральском регионе. Они имели вид трапеции. Шов, который соединяет два куска ткани, располагался впереди. Место скрепления полотен декорировали пуговицами или тесьмой.
  2. Глухой сарафан не имел шва впереди. Шили такую одежду из одного тканевого полотнища.
  3. Прямые «круглые» сарафаны были очень удобны в носке благодаря свободному покрою и наличию наплечных лямок.

Расцветка сарафанов зависела от назначения одежды (праздничная или повседневная). Наиболее востребованной была красная, синяя, голубая, бордовая ткань. Для обычных сарафанов использовали в основном грубое сукно или ситцевый материал. Для торжественных вариантов предпочитали дорогую парчовую или шелковую ткань. Сверху сарафана могли надеть душегрею (душегрейку) из плотного дешевого материала или же парчи, меха, бархата и тому подобного.

Украшения

Женщины любого возраста всегда любили разнообразные украшения. Русскую одежду дополняли бусами, роскошными ожерельями, шикарными серьгами и подвесками. В зажиточных семьях пуговицы тоже декорировали вставками из камней, филигранью, изящной гравировкой.

Неотъемлемым элементом русского народного костюма был пояс, который тоже выступал в качестве украшения. Аксессуар использовали для всего – сарафанов, рубах, верхней одежды. С поясом вещи лучше прилегали к телу и больше согревали. Нередко к нему привязывались предметы быта: например, самодельные сумочки, гребни, ключи. Поясными украшениями были пряжки, красиво украшенные, с лентами, пуговицами, стеклярусом.

Из шейных украшений русские женщины носили бусы и ожерелья. Последние представляли собой в основном медальоны или подвески в виде полумесяца – лунницы. Также такое наименование давали украшению типа съемного воротника у рубах, шуб, кафтанов. Дорогие ожерелья-воротники могли себе позволить русские боярыни.

Девушка в национальном костюме, выполненном своими руками, могла удачно выйти замуж, так как оценивали красавиц по вышитой запоне (фартуку) или ее сарафану. От мастерства буквально зависела будущая жизнь. Древнерусские костюмы украшали бусами, подвесками из камней и металла, ожерельями. Вместо застежек часто применяли фибулы – булавки. Украшали манжеты, грудь и шею. В XI веке на руки надевали зарукавья – браслеты из бисера и причудливо переплетенных нитей. Их также называли накладными обшлагами.

Национальная вышивка, которая появилась еще в период язычества, долгое время играла важную роль в жизни славян. Орнаментом украшались почти все части русского костюма, через которые на человека могли повлиять нечистые духи: горловина, грудь, подол, рукава, головной убор.

Головной убор тоже был украшением. Незамужние девушки надевали яркие ленты, разнообразные повязки, обручи или красиво завязанные платки. Выйдя замуж, женщина полностью меняла свой образ. Ей было нужно прятать волосы под кикой или кокошником с наброшенным сверху платком. Красиво декорированные кики и кокошники были частью праздничного наряда, а для повседневного использования больше подходили чепцы-повойники или платки из хлопка или льна.

Обувь

В разных частях огромной страны национальная обувь называлась по-разному: обувок, обутка, обуй, обуя или обуща. Из истории русского народного костюма становится ясно, что славяне сначала носили подошву из кожи, загнутую кверху и закрепленнуюна лодыжках ремешком или лыком. Прародители современных ботинок назывались курпами, поршнями или опанками. Примерно в одно время с ними появились и лапти – легкие национальные тапочки, которые сплетены из лыка, вязи, ракиты, бересты. Надевали их на работу, и только бедные люди ходили в изделиях постоянно, даже зимой. С лаптями часто надевали обертки, которые фиксировались привязками. Другие названия национальной обуви: онучи, портянки, обмотки, калоши, завои.

Грубая сельская обувь называлась постолами. В Х веке стали использовать небольшие национальные сапожки высотой чуть выше лодыжки, с разрезом спереди. Перед крещением Руси в обиход вошли высокие модели из кожи.

Летом носили курпы, поршни и чеботы, выполненные из цельного куска кожи, которые нередко были на каблуках, обитых подковками. В холодное время года на ноги надевали коты (башмаки), сапоги, ощетни (из кожи с щетиной) и валенки. Сапоги (ичиги) были, пожалуй, самой распространенной обувью. Изготавливали их цельными (вытяжными), либо выворотными (с пришивными голенищами) из кожи. Для большей части русских крестьян они являлись праздничной обувью, их оберегали и даже передавали по наследству.

У мужчин и женщин обувь различалась только оформлением, фасон оставался одинаковым. Для детей изделия делали такими же, как для взрослых. Женские праздничные национальные сапоги украшали бисером, кружевом и вышивкой.