Положение женщины в Древней Руси

Женщина в Древней Руси почиталась как богиня земли. Девушка - это воплощение тепла и света, она приобретала особое к себе отношение. Она всегда была одета в красивые славянские платья, отождествляя нежность и мудрость.
Основные символы
Все из-за того, что она мать, продолжательница рода человеческого. Она материализует дух в своем теле. Женщина - хранительница дома, та, кто не позволяет проникать тьме в обитель света.
Девушки Древней Руси - это милые, но могущественные существа, которые намного сильнее, чем кажутся на первый взгляд.
Сила женщина заключена в созидании
Однако, знали ли вы, что ведьмами могли быть только женщины? Ведьма - мать ведующая, то есть женщина. которая знает и понимает мироздание мира. Кстати, ведьмаки - это искажение сути и образа женщины.
С самого детства женщин учили каким богиням и когда поклоняться, разделять их, знать и возносить дары:
- Лада - богиня любви;
- Жива - богиня жизни;
- Леля - богиня радости;
- Макошь - богиня прядения судьбы человеческой;
- Матерь Сва - богиня начала и истока всей жизни женщин;
- Мара - богиня смерти.
Девушки в Древней Руси всегда воспитывались и обучались отдельно от мальчиков, их воспитывали мамы, бабушки и тети. До четырех лет женщины помогали терпеливо изучать детям окружающий мир и знакомили с природой, не ругали и не били.
А вот уже с четырех лет начиналось воспитание следующей берегини рода. Дитя учили рукоделию и помощи старшим, знакомили постепенно со всеми богами, учили любить животных и все живое.
В шесть лет девочек ждал обряд, когда ей заплетали две косы - одну мать, вторую отец. В косы также вплетались ленты, дарились заколки, гребешки и прочие украшения для волос. После этого обряда девочку готовили к становлению девушкой. Учили женской силе уделяя все больше внимания домашнему труду, духовному развитию и ремеслам. Когда девочка вырастала, то становилась настоящей рукодельницей и хранительницей дома и очага.
Правовое положение
В праславянском мире мотыга, использовавшаяся как орудие обработки земли, также была символом главенства женщины в Древней Руси. Также кажется, что в тот период, когда использовалось мотыгирование и выращивалось просо, у простых женщин существовало древнее право владеть землей, которую они обрабатывали. Хотя старейшее славянское обычное право не делало различия между узуфруктом и собственностью, приусадебный сад являлся фактической собственностью женщины.
Она имела право и обязанность возделывать сад и отвечала за такие работы, как: разведение, сбор, прядение и плетение льна. Произведенные ею куски льняной ткани фиксированных размеров предназначались для продажи. Не случайно во всех славянских языках этимология глагола «платить» связана со льном (по-старославянски: платити ).
Эта первоначальная система просуществовала до введения в земледелие плуга, популяризация которого означала упадок мотыжного земледелия и, следовательно, постепенное снижение главенства женщин.
С появлением патрилокальных браков женщина сохраняла право на собственность сначала на закрепленную за ней землю в новой семейной ячейке, а затем только на движимое имущество. Женщин лишали права собственности постепенно: сначала сыновьям разрешалось наследовать имущество, а затем почти полностью из него исключались дочери.
Управление много поколенческой семьей
Организация семьи у славян обнаруживает некоторые необычные особенности по сравнению с патриархальной моделью - внутри нее действительно власть мужчины-главы семьи не имела такой преемственности и устойчивости, как положение старшей женщины в Древней Руси, часто предполагавшей регулярное правление на момент смерти лидера-мужчины. Пока был жив отец, власть находилась в его руках, но после его смерти, когда его потомки еще жили вместе, перед ними открылись две разные возможности.
Семья могла преобразоваться в общину, управляемую не старшим сыном (славянам был чужд принцип наследования положения отца сыном-первенцем), а – с согласия всех – старшим членом семьи. Была и другая возможность.
В славянской большой семье действия отца также подвергались аналогичным ограничениям и контролю, поскольку он тоже был временным лидером, который мог осуществлять власть только в трудоспособном возрасте. Помимо отца или другого администратора-мужчины, назначенного советом, была еще женщина-лидер. Обычно на ее должность не избиралась мать, в отличие от мужчин.
Брак и система наследования
У славян обычаи, связанные с браком, также имели гибридную форму. По древней традиции, подтвержденной и в исторические времена, церемония бракосочетания совершалась в доме невесты и там же заключался брак. Через несколько дней тот же ритуал повторялся в доме жениха – устраивался еще один прием и предсвадебное омовение, моделировалось заключение брака и повторялись заявления о невиновности невесты. Как будто действия, совершенные в доме девушки, были сомнительными и семья жениха требовала их повторения, пусть даже и символически.
В некоторых случаях женщина Древней Руси имела приоритетное право уже на этапе помолвки. В начале XII века Косма Пражский, первый чешский летописец, свидетельствовал о сохранении древнего обычая, согласно которому древнерусские женщины, подобно амазонкам, выбирали себе мужей, а не наоборот: «их мужья не брали их, а они брали себе мужей, и когда хотели».
Некоторые записи как бы указывают на наличие у славян закона матрилинейного происхождения, согласно которому происхождение происходило от матери, считая ее прародительницей семьи, к которой принадлежали дети. Как правило, семья распадалась после смерти матери, а не отца. Овдовевший мужчина не мог наследовать имущество жены, поскольку оно переходило к ее дочерям и сыновьям, а при отсутствии детей – к другим членам ее семьи.
Однако вдова могла без каких-либо ограничений завладеть имуществом мужа и распоряжаться им по своему усмотрению. После смерти мужчины совместное имущество, о котором он был обязан заботиться и затем справедливо передать его наследникам, могло перейти в собственность его жены. Управление русской женщиной этим видом имущества не подвергалось никаким ограничениям – даже дети не имели статуса совладельцев и полностью зависели от воли матери.
Славянские верования и социальная роль женщины
Каково было социальное положение женщины в Древней Руси? Это вытекало из славянских верований. В пантеоне славянских богов мы находим Мокош, «делающую землю и все существа плодородными» — своего рода Мать-Землю. Неудивительно, что ей приписывают покровительство над женщинами, что сформировало образ древних славянских женщин как хороших матерей и верных жен.
Интересно, что этот второй признак подтверждается летописями, что обычным явлением была добровольная смерть женщин во время похорон умершего мужа на его кремационном столбе. Сегодня мы знаем, что это, конечно, не было правилом.
В письменных источниках также говорится, что вдовы имели право распоряжаться имуществом умершего супруга. В верности можно было убедиться и тем, что из-за измены жены мужчина мог передать ее родителям, изувечить или даже убить. Однако следует отметить, что за подобные преступления сурово наказывали и представителей противоположного пола.
Магия славянских женских украшений
Наконец, поговорим о самом очевидном аспекте славянской женственности – одежде и ее элементах. Одежду славянских женщин по археологическим источникам реконструировать непросто, но при раскопках мы находим элементы украшений, неотделимый элемент женской одежды. Интересно, что здесь важную роль сыграли не только эстетические соображения. Очень важными были также его символические и даже магические свойства.
Например, лунула, кулон в форме полумесяца, часто встречающийся в кладах – то есть элитных – который встречается и в других культурах. Совпадение фаз Луны с женским физиологическим циклом давно очевидно. Поэтому женщины Древней Руси доверяли этому небесному светилу защиту от зла и увеличение шансов на зачатие ребенка и продление рода.
Таким образом, это украшение могло быть амулетом. Помимо лунул археологи находят и массу других украшений раннего средневековья, обычно это подвески различной формы, серьги, височные кольца, иногда кольца, а также в большом обилии и разнообразии стеклянные бусы как элементы ожерелья.
Ежедневно женщины в Древней Руси заботились о детях, домашнем хозяйстве, возделывали землю и сад. Это был тяжелый труд, и таков стереотипный образ славянских девушек. Роль женщины в обществе всегда была очень значимой.