Русские головные уборы для женщин и мужчин: их использование в танцах

В Древней Руси то, что носили на голове, имело исключительно важное значение. Очевидно, что самая важная причина — защититься от холода. Но это также был символ статуса. Социальный статус мужчины определялся типом шляпы, а головной убор женщины был сигналом ее семейного статуса (свободная, замужем, вдова).
Мужские головные уборы
Русские крестьяне считали головной убор важной частью наряда. Все члены сельской общины должны были полностью покрывать голову (а у женщин - волосы), выходя за пределы дома. Обнаженная голова была позором (для русских женщин) и оскорблением для других людей (для мужчин). В русском языке до сих пор сохранились слова и пословицы, связанные с этой язы традицией.
Мужские головные уборы на Руси были очень разнообразны по форме, отделке и используемым тканям. Все эти различия привели к разным названиям головных уборов на Руси:
- «Валенка» («из фетра») — круглая шапка для весенне-летнего времени.
- «Грешневик» — высокая фетровая шапка темно-коричневого цвета, напоминающего цвет гречки ( греча по-русски).
- «Папаха» — цилиндрическая шапка из меха и бархата.
- «Колпак» — шапка конической формы, отороченная узкой полоской меха. Иногда для определения вида меха добавляли прилагательные: беличи колпак (из беличьего меха), собакичи колпак (из собачьей шкуры) и т. д.
Само слово «шапка» могло быть заменено названием ткани, из которой была изготовлена: пуховаа (из пухового пера), плисоваа (из бархата), меховаа (из меха). Шапка в Древней Руси, полностью сделанная из меха (например, ушанка ), стоила очень дорого. Поэтому оно передавалось от отца к сыну как наследство.
В целом головной убор в Древней Руси был своеобразным паспортом деревенского человека. В нем отражалась возрастная группа носителя (точнее - его способность иметь потомство), семейное положение, количество детей и т.д. По мнению этнографов, использование головного убора (или прически) как маркер физической зрелости был общим для всех традиционных культур мира. И Россия не стала исключением. Головные уборы русских крестьян очень точно и тщательно выражали любые изменения в состоянии здоровья и/или семейной ситуации. Таким образом, люди могли менять одну шляпу на другую каждый год (или даже чаще, например, в подростковом возрасте).
Что носили подростки и дети
Будучи показателем зрелости, головные уборы были запрещены для «неполноценности » ( до 8 лет). На свое 8-летие мальчики получили первые шапки (вместе с первой портью – штаны). Девочки того же возраста стали носить скромные платки и серьги. Однако позже, в возрасте от 11 до 15 лет, головные уборы на Руси стали яркими и нарядными. Почти каждый месяц к ним добавлялись новые детали, отражающие процесс взросления.
Картузы (шапки) для мальчиков после 15 лет (брачный возраст для деревенских юношей) шили из более дорогого и стильного текстиля, чем раньше. Молодые люди, искавшие невесту, носили шляпы городского типа с широкими полями и высокой тульей.
Традиция не требовала какой-то определенной формы цвета. Единственное правило было: чем красивее, тем лучше. Когда мальчик находил подругу (еще не невесту), он начинал украшать свой головной убор небольшими подарками, сделанными ею: кистями, бантиками и т. д. После помолвки будущий жених украшал свой головной убор широкими шелковыми лентами, бумагой и т. д. цветы, бусы и жемчуг - зависело от благосостояния его семьи. А для свадебной церемонии вокруг шапки жениха нужно было повязать вышитое плато (ритуальное полотенце) с символами плодородия и процветания.
Сразу после свадьбы молодожен сменил прежнюю шляпу холостяцкого типа на традиционный головной убор (специальный для каждого региона). Отныне его способность быть настоящим мужем и отцом символически выражалась в дорогой ткани шляпы, а не в художественно-художественном украшении. Обычно мужские шапки изготавливались из шерсти, байка и меха. Любые кисточки и ленты разрешались только до рождения первого ребенка.
Традиционные головные уборы для женщин
В отличие от мужских головных уборов, которые были довольно схожи по всей России, женские русские народные головные уборы в каждом регионе совершенно различались по форме, цвету, украшению и названию. Многие головные уборы боярыней на Руси использовались в конкретных областях, поэтому сразу можно было определить из какой части приехала гостья.
Вообще высокие девичьи головные уборы в виде короны на берестяной основе, украшенные золотым шитьем, бисером и полудрагоценными камнями, существовали только в Северной России. Молодые крестьянки южных районов носили венки, повязки из дорогих тканей или просто платки.
Вышивка, украшавшая девичий головной убор, должна была изображать Древо Жизни. Это был намек на будущее материнство владелицы. И, с точки зрения крестьян, это тоже было волшебной гарантией правильного и своевременного взросления девушки. Помолвленным девушкам следует добавить к дизайну головного убора лебедей гусей (в соответствии с русским язычеством лебедь символизировал любовь, брак и жену).
Украшения на женских головных уборах
Основное отличие девичьих головных уборов от замужних женщин заключалось в том, что девичьи позволяли видеть волосы и макушку носившей их. Жены, наоборот, должны полностью покрывать косы. Причина этого требования заключалась в архаичных верованиях в то, что волосы являются источником магической силы. Поэтому покрытая прическа жены (и ритуальная стрижка волос невесты во время свадебной церемонии) символизировала ее подчинение мужу.
Дизайн и украшение головного убора замужних женщин выражали и чтили их материнство. Эту идею можно было показать двумя способами. Головной убор мог нести высокие (до 2 футов) яркие рога (как намек на вторую природу Матери Мира: лося ). Или вышить золотой нитью символ Родительницы (так называемую «красивую лягушку»).
Слова, используемые для названия женских головных уборов, часто отражали тип ткани или фасон головного убора боярыни: «борушка» — складчатый, повойник — обхватывающий, бархотка — бархатный. Однако древнейшие термины выражали архаичную идею о том, что быть матерью символически равно быть птицей: кокошник (кокош по-древнеславянски означает «курица»), сорока («сорока» по-русски), птаха («птица»)).
Кокошник в танцах
Кокошник представлял собой декоративный женский головной убор и является частью русского традиционного костюма. Сейчас его часто используют для театральных и танцевальных постановок для завершения образа героини. Кокошники для танцев изготавливаются вручную и искусно декорированы в России. Русские народные головные уборы обычно покупают вместе с традиционными платьями или костюмами и используют для танцевальных представлений и театров.
Головной убор в Древней Руси можно определить двумя основными словами: кокошник и шапка-ушанка. Шапки-ушанки сегодня довольно популярны благодаря своей теплоте и ушанкам. Есть еще одна русская женская шапка – кубанка. Кубанка имеет вид цилиндра, изготовлена из овечьей шерсти или кожи и не имеет клапанов. Некоторые шапки-кубанки стильно смотрятся на милых женских головках.
У всех народов России к головным уборам было особое отношение. Именно «шляпа» — символ главы семьи, показатель его независимости, главный атрибут взрослого мужчины, его честь и достоинство. А по головному убору женщины можно определить, из какой местности родом его обладательница, сколько ей лет, ее социальное и семейное положение.