Русский кокошник: история происхождения, особенности

Русский кокошник: история происхождения, особенности

Неотъемлемым элементом праздничного костюма русской женщины на протяжении нескольких веков являлся кокошник — так назывался старинный головной убор. Изготавливали его в форме веера, полумесяца. В разных диалектах использовались другие названия русских кокошников: златоглав, головка, наклонник, наклонка, кокошка, кокуй, шеломок, ряска.

Шикарно расшитый бусами, самоцветами и жемчугом, такой головной убор говорил о достатке семьи. Незамужние девушки носили только венцы, которые не скрывают волосы, в то время как замужние женщины должны были прятать свои локоны под ним. Все из-за языческих представлений: женщина, не скрывающая волосы, обязательно принесет в дом беду, например, неурожай на полях, падеж скота, заболевания людей и прочие несчастья.

Кокошник был важной частью праздничного наряда, и дома его, как правило, не носили. Изготовление этих красивых головных уборов заказывали мастерицам-кокошницам, которые умели обращаться с дорогими тканями фабричного производства и аккуратно вышивать золотом и серебром.

Кокошник, который охватывает голову и полностью закрывает волосы, позволял внимание на лице, подчеркивать красоту девушки и при этом делать акцент на торжественности момента.

История появления на Руси и изготовление

В письменных документах Древней Руси кокошник впервые упоминается в XVII столетии, но когда он появился на Руси доподлинно неизвестно. В новгородских погребениях 10-12 веков археологи обнаружили женские останки в некоем подобии такого головного убора. В семьях с достатком он был жемчужный, в бедных — бисерный. В конце 13 века вместо них русские женщины надевали сборники, повойники, наколки. До 20-х годов прошлого столетия невесты надевали кокошники перед венчанием и свадебными торжествами.

Существует несколько версий того, как они пришли в русский народный костюм.

Одна из популярных версий появления – византийская. Ещё в античности знатные гречанки украшали свои шикарные прически диадемами, которые закреплялись при помощи лент. Правда, такие венцы могли носить лишь незамужние девушки. Замужние женщины должны были набрасывать на голову специальное покрывало. Скорее всего, в период активной торговли между Русью и Византией дочери князей могли познакомиться c византийской модой, которая очень им понравилась. Так и пошла традиция высоких женских головных уборов.

Вторая версия происхождения — монгольская, приверженцы которой утверждают, что у монгольских женщин был похожий головной убор. Так или иначе, но кокошник стал крайне важной частью русского костюма замужних богатых женщин.

Изготавливался он на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», которые отлично владели навыками вышивания жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Обычно они работали в больших сёлах, в городах или при монастырях. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, что было довольно значительной суммой, поэтому их тщательно хранили в семье и передавали по наследству.

В некоторых источниках говорится, что традиция обязательно покрывать голову, появилась на Руси с древнейших времён. Волосы женщины, особенно замужней, считались в некотором роде опасными (прежде всего для чужих мужчин) и могли привлечь злые силы. Не случайно в Европе, когда рисуют портрет ведьмы, изображают её с распущенными, часто неубранными, волосами. Наверное, отсюда и пошла традиция входить в церковь с покрытой головой. А еще отсюда пошло выражение "опростоволоситься", ведь сорвать с женщины головной убор, обнажив её голову и локоны, было страшным оскорблением.

Кокошник плотно прилегал к голове и закрывал волосы, которые обычно заплетались в косы. По сути он был своеобразным веером из плотной основы, который пришивался к шапочке. Позади него были ленты. Он считался праздничным и — в особенности — свадебным головным убором. В будни же, как правило, носили только повойники.

Особое внимание уделялось орнаменту, украшавшему его. В середине, как правило, размещали стилизованную "лягушку" – это символ плодородия. По бокам располагались S-образные фигуры лебедей — символы супружеской верности. Тыльная часть была особенно украшенной. На ней традиционно вышивали стилизованный куст, который символизировал древо жизни, каждая веточка которого — это новое поколение. А на этом «кусте» были и птицы, и плоды с семенами, а также много других символических знаков. Таким образом, этот головной убор был еще и важным оберегом.

Совсем иначе относились в те времена к девичьим волосам. Девушки носили либо косу, которую начинали плести очень низко на затылке, либо распущенные длинные волосы. Головной убор девушки позволял оставлять макушку открытой, чтобы подчеркивать красоту. Все же как-то должны были на нее обращать внимание молодцы!

Будучи изначально защитой (от различных злых сил или непогоды) и украшением, он со временем становится знаком семейного и социального статуса: после того, как девушка выходит замуж, она сразу меняет девичий головной убор на более «взрослый», женский.

Петр I запретил барышням носить кокошник, однако как свадебный атрибут в русской моде он все равно остался. А при Екатерине, когда интерес к российским древностям и русской истории вновь возродился, вместе с традиционными сарафанами вернулось и некое подобие такого головного убора. Николай I в 1834 издал указ, который ввёл новое придворное платье с ним. Состояло оно из открытого узкого корсажа с длинными рукавами и юбки в пол со шлейфом. Порядок ношения таких платьев сохранился в России вплоть до февраля 1917 года.

Последняя русская императрица Александра Федоровна венчалась с Николаем Вторым в тиаре, которая по форме напоминала кокошник. На сохранившихся фотографиях царской семьи головы великих княжон Романовых украшены относительно скромными, но изящными вариантами.

Виды

На Руси носили, как правило, кокошники четырех видов:

  1. Однорогий. Как правило, к очелью крепилась поднизь-сетка из нитей с нанизанным на них жемчугом или бисером, которая закрывала лоб до самых бровей.
  2. Двурогий. Высокое твердое очелье имело форму треугольника, в некоторых случаях — полумесяца, а задняя часть была мягкой. Острые или немного закругленные концы треугольника опускались к плечам.
  3. Конусообразный с длинной передней частью. Наиболее красивые модели вышивали золотыми нитями, на них нашивали специальные «шишки», которые были украшены жемчугом и олицетворяли культ плодородия.
  4. В форме небольшой круглой шапки. Верх был плоским, а очелье — высоким. Уши прикрывали небольшие “лопасти”, сзади пришивался подзатыльник, лоб закрывался сетчатой поднизью, которая украшалась жемчугом или бисером.

Форма обуславливалась традициями укладки волос. Женщины северных областей Руси обычно носили высокие кокошники, расшитые речным жемчугом. На юге и западе страны они имели вытянутую вверх форму. Широкие и богато украшенные варианты были типичны для боярынь центральных областей Руси.

Происхождение слова

Свое название такой головной убор получил из-за того, что его форма схожа с куриным гребешком. Слово образовано от «кокошь» — так на Руси называли и курицу-наседку, и петуха.

С.И. Ожегов в своем Толковом словаре следующим образом описывает значение этого слова: "В старое время, преимущественно на севере Руси, праздничный женский головной убор. Перед разукрашен и высоко поднят, сзади завязывается на ленточки".

Кстати, такого праздника, как день кокошника, в России пока нет. Но до сих пор практически на любом торжественном событии выступают танцевальные и хоровые ансамбли, одетые в народные костюмы, при этом часто головы танцовщиц украшает он. А еще это один из основных атрибутов наряда Снегурочки.

Активно используется он и в домах моды. Его включают в свои коллекции лучшие кутюрье. Это и французский дом моды «Огюст Боназ», и всемирно известный Карл Лагерфельд, а также многие другие мировые знаменитости.

Аналог можно увидеть на головах героинь ставших легендами фильмов, в частности, королевы Амидалы (сериал «Звездные войны»). Большую популярность на Западе приобрел этот элемент русского народного костюма в 30-е годы прошлого века — как свадебный головной убор его надевали даже члены королевских семей Европы. Не так давно в нем была на венчании Меган Маркл, нынешняя супруга принца Гарри.

Очень любит кокошник — один из главных символов почитаемой ею России — и певица из Бразилии Наталия Орейро.

Элементы

Головной убор включает следующие элементы:

  • основа (округлая шапка, венец либо полукруглая полоса);
  • гребень;
  • подзатыльник.

Для изготовления российских моделей использовали бумагу либо металл. Основу делали из ткани (штофа, бархата), люди победнее — из кумача либо холста. Верх гребня украшался цветами, золотыми нитями, позументом, бисером, бусинами, а также добываемым в озере Ильмень речным жемчугом. Самые богатые семьи могли себе позволить украшение передней части самоцветами, а заднюю часть оформляли золотой вышивкой. Фиксировали его лентами. По краям пускали рясны из жемчуга, которые доставали до плеч, его обшивали жемчужной сеткой (поднизью).

Кокошник надевали на лоб, при этом затылок закрывался холстяным подзатыльником, оформленным бархатом, который крепился тесемками. Сверху надевался убрус — шелковый либо шерстяной платок, который расшит золотом и серебром. Платок могла заменять фата — тонкое длинное кисейное или шелковое покрывало. Сложенный по диагонали платок закрепляли под подбородком; фата невесты могла спускаться сверху, закрывая грудь, плечи и спину.