Русский народный платок: разновидности и история возникновения

Русский народный платок — это настоящее произведение искусства, которое обладает богатейшей историей. Казалось бы незамысловатый женский головной убор прочно вошел в обиход еще в конце XII века. За сотни лет он несколько видоизменился, стал ярче, однако уникальные узоры и орнаменты до сих пор нравятся современным модницам.
История русских платков — первые модели
Традиция покрывать волосы появилась очень давно. Прародитель современного платка и шарфа — убрус или головное полотенце. Это кусок полотна, который надевали поверх основного головного убора замужние дамы. Его богато украшали вышивкой, укладывали вокруг головы, обвязывая мягкую шапочку. Концы завязывали узлом или закрепляли с помощью булавок. Виды:
- Из белой, красной парчи или атласа носили богатые женщины.
- Белое или с вышивкой льняное полотно — частый вариант у обычных крестьянок.
- Любая плотная ткань, чаще лен с декором крупной каймой.
Незамужние девушки обычно носили русский платок на голове, но без подбрусника, прямо на волосах.
К русскому костюму в России надевали головной убор, украшенный шитьем русским жемчугом, золотыми и серебряными нитями, колотым перламутром. Этими же материалами расшивали и нагрудные украшения. Свадебные и праздничные головные уборы Русского Севера и центральных губерний России XVIII-XIX характеризуются разнообразием форм и отражают местные особенности, возрастные различия и социальную принадлежность. О широком использовании бисера и стекляруса с конца XVIII века в народной одежде, в особенности в головных уборах, свидетельствуют многочисленные бисерные дополнения, которые сделаны на вещах, украшенных первоначально одним жемчугом.
Одновременно появляются отделки лишь бисером. Не случайно в этот период возникло название "бисерник" в применении к девичьим головным повязкам. Девушки также украшали себя ожерельями, а в косы вплетали бисерные кисти и ленты из бисера. Женщины носили головные уборы, унизанные бисером, с бисерными же сетками на лбу и на затылке.
Головной убор был главным и завершающим предметом всего наряда, на него обращалось особое внимание: при его исполнении не жалели ни усилий, ни затрат.
На Руси был общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от убора замужней женщины, как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была обязательно заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой.
Из этого обычая — и специфические формы головного убора: у женщины — покрывающий волосы, у девушек — оставляющий их открытыми.
В каждой местности были свои формы праздничного девичьего убора. В некоторых местностях они имели вид широкой ленты, которая как бы обнимала голову. Иногда в середине убора помещалось сплошь зашитое коническое поле, придававшее девушке рост, делавшее ее стройнее.
Налобник в виде цепи прямоугольников, заполненных розетками или кругами, завершался поднизью из низанных петель, число которых становилось больше к середине убора. Белый бисер оживлялся запонами с разноцветными стеклами. Иногда повязки, покрытые золотистой фольгой и галуном, имели вид высокого цилиндра. Надо лбом была полоса орнамента из звезд и розеток, шитая на проем белым бисером, ниже фестонами опускалась поднизь из параллельных низок, скрепленных полукружьями.
В начале праздника девушки красовались в таких повязках перед жителями своего селения в полной неподвижности: Парни, не смея прикоснуться к своей милой, забрасывали внутрь повязки орехи, пряники и другие лакомства. Полюбившейся девушке приходилось выдерживать на голове несколько килограммов таких приношений.
Другой тип праздничного девичьего убора — венцы. Они имели несколько форм. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными,
твердыми, а другие — прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы
обрамляли девичье лицо, словно нимб. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером.
Обязательный предмет
В XIX веке предмет женского гардероба распространился по всей территории Руси, а слава о его невероятной красоте дошла даже до Европы. Надевали красивый, яркий аксессуар дамы всех возрастов — от маленьких девочек до пожилых женщин. Трансформация стиля ношения:
- Сначала его повязывали поверх кички-шапочки.
- Затем полотно завязывали на голову разными способами — узел назад, наверх.
- Узел под подбородком — вариация, которая была заимствована из немецкой культуры, и она очень быстро прижилась.
Национальный аксессуар стал не просто дополнением к гардеробу, а самостоятельным украшением, повседневным головным убором, торжественным нарядом. Огромное влияние на популярность аксессуара в русском народном стиле оказала православная вера, поскольку женщинам полагалось покрывать волосы.
Головной убор свидетельствовал о возрасте и статусе владелицы, ее семейном положении (девушка, девушка на выданье, просватанная, молодая женщина, женщина средних лет, старуха). При этом он был оберегом и должен был стимулировать родовую функцию женщины, соединяя ее с миром высших языческих богов и богинь. Являясь логическим завершением всего костюма, на платки наносились наиболее священные изображения, символика которых сложилась в глубинах тысячелетий.
История русских платков и шалей — начало производства
До XIX века все аксессуары были безымянными, их изготавливали домашние мастера. Первый известный автор — Д. Родионов.
В начале столетия стали изготавливать первые шали и платки в “промышленных” масштабах. До нас дошли сведения о крепостных фабриках:
- Помещицы Елисеевой (Воронеж).
- Колокольцовские шали и платки — помещик Д. Колокольцов (Воронеж).
- Помещица Мерлина — изделия были популярны благодаря красоте, высокому качеству и долговечности.
Колыбель русских платков с узорами — Павловский Посад, который уже в середине XIX века процветал, производил неповторимые модели с уникальными сложными орнаментами. Была создана фабрика по производству набивных моделей из шелка, других тканей.
В 1865 г. появилось производство аналогов из набивного ситца и шерсти. Только после начала применения анилиновых красителей (80-е годы XIX века) рождается неповторимый образ Павловской «драгоценности». Теперь модели приобрели выразительные яркие оттенки, которых было сложно добиться с помощью природных красителей.
Традиция моды
В XXI веке русские платки с узорами не потеряли своей актуальности, хотя мода, конечно, изменилась. Именно сейчас они пребывают на пике популярности. Секрет в уникальных ярких орнаментах, декорировании, которые только совершенствуются:
- Традиционный узор — это замысловатые «огурцы» и «бобы», которые обрамляют растительные формы в виде веток, листочков.
- Цветочные мотивы — яркие картины поражают своим разнообразием, уточненными формами и богатой палитрой полутонов.
В начале XX века образ роскошного Павловского «украшения» был окончательно сформирован. На цветном полотне, чаще насыщенно кремовом, красном или черном, набивали узор, который включал:
- Изображение цветов, собранных в большие букеты.
- Гирлянды из более мелких цветов, разбросанных по полотну.
- Растительный фон — орнамент в виде изгибающихся полосок, завитков, листиков.
Особенность — русские платки на голову украшались с учетом безупречного подбора оттенков, полутонов и декора.
Хотите удивлять и притягивать восхищенные взгляды? Достаточно заказать русские платки, которые до сих пор создаются с учетом традиций известных мастеров.