Сарафаны и понёвы - традиционная женская одежда на Руси

Сарафаны и понёвы - традиционная женская одежда на Руси

Женский русский народный костюм гармонично объединяет сразу несколько предметов гардероба, которые выполняются в общей стилистике. Одними из них являются сарафаны и поневы. Использование красивой вышивки и различных тканей позволило отобразить в таких одеждах культурное богатство страны, невероятную женскую красоту и красоту природы. Отличительная черта одежды девушек на Руси – многослойность, использование ярких оттенков, а также вычурная отделка.

Что такое понева

Понева — это юбка из шерсти, которая шьется из 3 и более кусков ткани. Хоть понева и похожа на юбку, она все же имеет отличительные особенности. Она характеризуется богатой яркой расцветкой и красиво украшенным подолом. На талии юбку оборачивали и закрепляли с помощью шерстяных шнурков. Обычно поневы носили женщины, которые достигли замужнего возраста.

Лоскуты могли сшиваться между собой не полностью. Некоторые поневы имели разрез спереди или сбоку. Длина поневы такая же, как и рубахи — она могла достигать икр или даже щиколоток. Точная длина зависела от традиций, характерных для определенного региона. В процессе выполнения работы подол поневы обычно засовывали за пояс или подворачивали. Такой прием использовался и во время праздничных мероприятий. Благодаря этому женщины могли демонстрировать, насколько красиво вышиты их рубахи.

Обычно поневы шились своими руками дома, но заказать их можно и у других мастериц или купить уже готовые на рынке. Выкройка обычно не требовалось, поскольку для изготовления нужны были обычные прямоугольные лоскуты ткани. Единственная хитрость — лишь во вставке гашника, то есть шерстяного шнурка.

Ткань для поневы изготавливали из шерсти, крапивы и конопли. Под поневой могла быть холщовая подкладка для большего комфорта. Пояски же изготавливались из льняных или крученых шерстяных ниток. Как правило, они имели вид шнура, однако иногда гашники выполнялись с тонкой тесьмой и украшались кисточками.

Варианты кроя

Отличались поневы как по расцветку, так и по крою. Существуют такие варианты юбок:

  • распашные – были открыты или спереди;
  • глухие, с прошвой.

Оба варианта были характерны для областей в южной части России. Распашные поневы было принято подразделять на растополку и разнополку. Первый вариант имел три полотна – одно располагалось спереди, а остальные – сзади. Растополка имеет сразу два открытых бока.

Разнополка также имела 3 полотна, но уже разной длины. Самое короткое располагалось справа. Трети остальных отворачивались, а затем закидывали за пояс. Такой способ ношения называли подтыком.

Полностью глухие поневы похожи на традиционные юбки. Они имели четвертое тканевое полотнище, которое называется прошвой. Шили его из отличающихся видов ткани. Прошва отличалась меньшей длиной и была похожа на передничек. Обычно ее украшали разной вышивкой, а узоры и цвет зависели от возраста женщины. Наиболее нарядные были у незамужних девушек и молодых жен. А если в семье был траур, принято было надевать юбку с белой прошвой и вышивкой такого же цвета. В разных регионах цвета имели отличающиеся значения.

Поневы разделяли на будничные и праздничные. Будничные считались максимально простыми и украшались минимально — для них была характерна лишь тесьма, которая пришивалась по подолу. А праздничные юбки, в свою очередь, были более яркими и разнообразными. То, насколько много было украшений, а также их тип указывало на богатство семьи и талант девушки.

Также поневы могли украшаться блестками, бубенчиками, различными нашивками — все ограничивалось лишь возможностями и фантазией мастерицы.

История сарафана

Сарафан в качестве традиционной женской одежды впервые упоминается в 17 веке. Это цельное платье с рукавами или без них с пуговицами или без пуговиц. Традиционно он надевался через голову. Кстати, в те времена юбка с лямками также называлась сарафаном.

Сарафан, холщовая рубаха, а также кокошник — традиционный женский набор одежды для всех сословий. Он был популярен до начала 20-х годов 20 века.

Основные типы сарафанов:

  • глухой косоклинный — самый древний тип;
  • распашной косоклинный;
  • круглый или прямой;
  • с лифом.

Традиционно такую русскую народную одежду украшали различными орнаментами. Чаще всего это однотонные яркие узоры из крашенных в разные цвета нитей. Чем богаче была вышивка, тем более дорогим считался наряд. Для дополнительного украшения пришивались бусины, бисер.

Сарафаны из народных костюмных ансамблей отличались широкой палитрой глубоких естественных цветов: белый цвет льна, темно-красный, черный, синий оттенки. Они надевались на рубашку и обычно носились с поясом.

Павлопопосадскую, хохломскую, гжельскую росписи художники переносят на сарафаны и сегодня, но с помощью современных технологий. Это позволяет создавать аутентичные сценические образы, которые сразу понятны зрителю. Орнаменты вписываются в детали не только сарафана, но и других предметов одежды.

Пошив

Шились сарафаны из разных материалов:

  • лен;
  • ситец;
  • сукно;
  • парча;
  • «волосина» — овечья шерсть, окрашенная отваром из ольхи и дуба;
  • посконный холст — из стеблей конопли;
  • сермяжина — полушерстяная, с пеньковой основой.

Различия в оттенках ткани, используемой для пошива, влияли на название изделия. Например, в Центральной России сатиновые синие, красные, бордовые сарафаны с застежками традиционно называли «саянами» — их носили преимущественно молодые женщины, в Архангельской губернии черные сарафаны носили название «кундыши». Также встречались «маренники», «кумашники», «китайки», «сандальники».

Сарафаны были будничные (иначе «буденные») и праздничные. Праздничные украшались очень обильно — и тесьмой по подолу, и бархатом в верхней части. Если они изготавливались из шелка, использовалось и кружево, и золотые нити.

Сарафаны вышивались и выписывались разнообразными узорами в виде птиц, деревьев. Праздничные модели высоко ценились и даже передавались из поколения в поколение.

Сарафаны носились не только простыми крестьянками, но и купчихами, мещанками — богатые женщины не отказывались от этой традиционной удобной женской одежды.