Содержание и традиции летних народных праздников

Содержание и традиции летних народных праздников

Народный календарь, или месяцеслов, как его называют в церковной традиции, — это годовой круг крестьянского бытия, выраженный в устном народном творчестве и традициях. Он расписан по дням каждого месяца, за которыми закреплены определенные приметы, обычаи, обряды, суеверия и наблюдения за явлениями природы. Не обходилось проведение определенных летних дней без традиционных костюмов, которые считались не просто одеждой, но и оберегом, символом народа.

Жизненный уклад русского человека ранее всегда определялся сменой времен года. Ни один день народного календаря не оставался не отмеченным — всем присвоены собственные названия, зачастую очень меткие. Каждый день имеет определенное и всегда отличное значение. Он подготавливается предшествующим днем и сам готовит ко дню будущему.

Особенности летних праздников

По народному календарю молодое лето берет начало с середины июня, когда полностью отцветают белая и лиловая сирень, раскрываются цветы рябины и шиповника.

На лето приходятся православные праздники:

Вознесение, Троица, Иванов и Ильин день, Спас, Успение, Преображение.

посты: Петров и Успенский.

Июнь

Июнь был назван по имени богини Юноны, к которой обращались с мольбами о плодородии, дожде. Это месяц лучистого солнца, длинных дней и белых ночей, светлейший месяц всего года. А еще июнь — песенный и благодатный месяц, хлебородный, который копит урожай на весь год и богатит дом.

Об июне в городе говорили так:

Если в июне ночи теплые — к изобилию плодов.

Каков июнь — таково и сено.

Сильные росы — к плодородию, а частые туманы обещают урожай грибов.

Часто июнь называют Кресником от слова креса — огонь, костер, который зажигали в ночь на Ивана Купалу.

На переходе от весны к лету отмечается Троица — это важный для русского народа, радостный праздник. Седьмая неделя после Пасхи носит название "семиковой", "русальной", "зеленой", "гряной". Все дни недели в это время считались праздничными, но особенно выделялись Семик - седьмой четверг после Пасхи, родительская суббота и Троица-Пятидесятница (50-й день Пасхи), которая выпадала на воскресенье.

Троица всегда сопровождалась целым комплексом обрядов, который по обилию можно сравнить разве что с зимними Святками. А по веселью ее можно сопоставить со всеми

любимой Масленицей. Троицкие обряды дошли до нас в достаточно древней форме, а потому соблюдаются они сегодня не всегда. Основным смыслом было почитание земли и мощи природы.

А еще троица считалась девическим праздником — незамужние крестьянки плели венки, завивали березку, плели косы. Девушки надевали красивую одежду, бросали венки в реку и гадали по ним: чей венок пристанет к берегу, та в этом году останется в девках, а чей уплывет, та выйдет замуж.

Первый понедельник после Троицы тоже отмечался — это Духов день. Главным событием были "проводы русалки". На Духов день приходился один очень древний обряд - это праздник Морены, вернее, обряд "изгнания Морены из леса". Это женский мифологический персонаж, лесная русалка. Считалось, что эта невероятно красивая женщина, которая обладает дьявольской силой и может погубить молодого юношу, если он с ней встретиться. Ее сила может быть заключена в деревьях, травах и даже птицах.

На праздник Морены, как и Купалы, было принято разжигать костры — правда, через них не прыгали. Обычно в них жгли ветви. Морена, как считалось, в воде не купается, а вот огня боится.

Июль

Июль славяне называли липцем (в украинском языке — липень) по времени цветения липы. Часто он назывался и червленым, то есть красивым, поскольку июль — это краса лета, его середина и надежда. Июль — пиршество года, месяц душистых ягод, трав. Он буйный, многоцветный и пышный.

На 7 июля (24 июня по старому стилю) приходится православный праздник Рождества Иоанна Крестителя. На этот день выпадает и одним из главных календарных праздников славян - Ивана Купалы. С ним связывают огромное количество легенд, поверий, при этом он отличается богатством обрядовых действий. Они были необходимы крестьянам в их быту и работу.

Подготовка к празднику Ивана Купалы начиналась еще 6 июля — на Аграфену Купальницу. В этот день обливаются водой, собираю травы для лечебных целей. Также перед этим праздником девушки гадали по травам — клали 12 разных видов растений под подушку, чтобы суженый им приснился. Если утром на месте остались все травы, значит, замужество точно случится!

В ночь на Ивана Купалу гадали и по венкам. Их бросали в воду и наблюдали, в какую сторону они поплывут.

На заре самого праздника Ивана Купалы принято купаться, причем целебной была не только вода, но и роса. Юноши и девушки бегали по улицам с ведрами и обливали всех встречных.

Традиционно на Купалу разжигали костры, водили вокруг хороводы, прыгали через них. Существует поверье, что именно в купальскую ночь лишь раз в году цветет папоротник. Кто увидит это цветение, сорвет цветок и съест его, тот будет "знатоком" и обретет счастье на свою жизнь.

С 21 июля, со дня летней Казанской Богоматери, начинается активная подготовка к жатве. Первый сжатый сноп хранят с особым вниманием — его называют именинником, с него начинают молотьбу.

Август

Август — месяц, названный по имени императора. Но славянские названия этого месяца были другими — серпень, густарь, прашник. В зависимости от обычаев, в это время проводится множество разнообразных обрядов (среди которых все три Спаса - яблочный, медовый, ореховый).

Последний летний месяц, и с первых дней его начинает ощущаться приближение осени. В это время запасали еду на всю зиму, поэтому урожайный август, согласно пословице, кормил всю зиму. Лес щедро распахнул кладовые и спешит отдать дары.

2 августа отмечается Ильин день. Люди говорили: "Илья грозы, держит и наводит". По поверьям, на Илью обычно бывают "воробьиные ночи", когда слышится оглушительный гром, мечутся молнии, все живое находится в страхе. Так как на Илью бывали грозы, то в этот день не работали в поле, боясь за свой урожай.

В августе вовсю идет уборка урожая, закрома наполняются зерном и плодами.

Наступает время Спасов. Первый спас - медовый, второй - яблочный, третий - ореховый, полотняный, хлебный.

На Успение (28 августа - по новому стилю) отмечался праздник завершения жатвы (дожинки). В эти дни раньше исполнялся древний обряд, который был связан с почитанием земли-матушки.

По завершении работ жнецы катались по ниве со словами:

Жнивка, жнивка,

Отдай мою силку:

На пест,

На колотило,

На молотило,

На кривое веретено!

Если сравнить праздники и обряды земледельческого года между собой, можно легко убедиться в том, что отдельные компоненты в них очень схожи, некоторые действия нередко повторяются. Употребляются такие же ритуальные кушанья, поются похожие песни. Использование одних и тех же элементов в разных обрядах объясняется замкнутостью годового цикла, а также подчинено объединяющей все действия земледельца задачей вырастить богатый урожай и сохранить его.