Суть Яблочного Спаса: история, традиции и обычаи праздника

Суть Яблочного Спаса: история, традиции и обычаи праздника

Одним из самых популярных в народе праздников считается Яблочный Спас, который отмечается в России 19 августа. Это второй Спас, и православная церковь в этот день отмечает Преображение Господне. Праздник посвящен крайне важному событию из жизни Иисуса Христа.

История

В конце земного пути он сообщил своим ученикам, что ему предстоят страдания за всех людей, он будет распят на кресте, умрет и на третий день воскреснет. Однако не все ученики смогли в это поверить. Тогда Иисус возвёл трех апостолов – Петра, Иоанна и Иакова – на гору Фавор, которая находилась недалеко от Назарет, и преобразился перед ними: «Его лицо просияло как солнце, а одежды стали белоснежными».

Во время Преображения явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые обсуждали конец земного пути Иисуса. Потом гору и всех, кто находился на ней, осветило яркое светлое облако, из которого раздался глас небесный, свидетельствующий о Божестве Иисуса: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Моё благоговение. Его и слушайте».

Удивленные ученики в ужасе упали на землю и закрыли свои лица. Христос подошел к ним, прикоснулся и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Ученики поднялись на ноги и открыли глаза, но никого, кроме Иисуса, они уже не видели и не слышали. Когда они спускались с горы, Иисус запретил им говорить о том, что они здесь увидели, до тех пор, пока тот не воскреснет из мёртвых.

Преображением на горе Фавор Христос показал славу Своего Божества. Сделал он это для того, чтобы ученики во время его страданий и смерти не поколеблись в вере в него – Сына Божия.

На Руси праздновать Яблочный Спас начали еще несколько десятков веков назад. Как и другие августовские праздники, приурочен этот день к сбору урожая. В народе он был одним из наиболее почитаемых праздников, а дату, на которую он выпадал, связывали с наступлением осени. После крещения Руси праздник обрел новую силу, поскольку в этот день Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник Преображение Господне. Позднее же он вобрал в себя элементы христианства и язычества, различные народные и церковные традиции.

Традиции праздника и его обычаи

По традиции, на Преображение Господне в церквях в конце Божественной литургии освящают яблоки и различные другие плоды. По этой причине в народе и назвали этот праздник Вторым, или яблочным, Спасом. В некоторых регионах, судя по всему, под влиянием священного писания, праздник именуется «Спас на горе». Считалось, что освященные в этот день плоды обретают целебную силу и как нельзя лучше подходят для «спасения» в более поздний Успенский пост.

Освященные яблоки в этот день ели сырыми, из них делали различные блюда, их запекали с медом (освященным еще раньше, в Медовый Спас). Яблоки, другие фрукты и мед использовали для изготовления постных пирогов и другой выпечки. Из яблок готовили напитки: компоты, взвары, сидры, а также в этот день начинали заготавливать плоды нового урожая впрок — варили варенье, повидло и проч.

По всей Руси в этот праздник начинали торговлю яблоками и другими фруктами — их продавали целыми возами, устраивая ярмарки и веселые гуляния с танцами в народных костюмах и обуви.

В этот день было принято одаривать яблоками друзей, родных, соседей, а также нищих. Люди обязательно устраивали семейные чаепития, приносили друг другу яблочные пироги. Традиция одаривать своих родных и близких яблоками и яблочной выпечкой жива и сегодня.

В этот день хозяйки проводили ритуал по очищению своего жилища, для чего они использовали церковную свечу и яблоко. Традиционное очищение дома предполагало такой ритуал: яблоко разрезалось пополам, вырезалась сердцевина, и в одну из половинок вставлялась свеча, с которой ходили по всему дому и двору, освящая каждый угол. Второй оставшийся кусочек яблочка делили между всеми членами семьи и съедали, загадав при этом желание. Во время ходьбы по дому со свечой произносили молитвы, в которых просят Бога даровать мир и гармонию семье, лад с детьми и родственниками.

Что можно и нельзя в этот день

Поскольку Преображение приходится на Успенский пост, в этот день под полным запретом любые мясные и молочные продукты во всех видах, яйца. В честь праздника разрешается горячая постная пища с растительным маслом, а также — лишь один раз за весь Успенский пост — рыба и морепродукты.

Конечно, разрешены любые фрукты и овощи, особенно яблоки.

На Яблочный Спас запрещалось работать в поле и огороде, поскольку считалось, что праздник полностью нужно посвятить проводам лета перед началом осенней страды. Начиная с этого дня под полный запрет попадали все купания в открытых водоемах, а нарушителей сурово осуждали за то, что они беспокоят нечисть, которая обитает в воде.

Существовало поверье, что на том свете детям, чьи родители до Второго Спаса не ели яблок урожая нынешнего года, раздают яблочки. Поэтому взрослые, особенно те, которые потеряли своих детей, считали за большой грех кушать яблоки до дня Преображения.

Время после Второго Спаса считалось наиболее удачным для посева озимых, особенно если погода “удачная”. Сеять рожь старались при северном ветре, тогда, по народным наблюдениям, она будет по весне крепче и крупнее.

Ещё 19 августа справляли «горохов день»: одевались в праздничные платья, шли на гороховое поле и угощали друг друга. В некоторых губерниях долгое время существовал обычай всеобщего разговения горохом: отслужив молебен, крестьяне все вместе отправлялись на гороховое поле, где до самого вечера ели зелёные стручки, не обращая внимание на то, где своя полоса, а где чужая. Эти гороховые разговены были настоящей радостью для деревенской детворы, которая за целый день вдоволь наедалась вкусного и сладкого гороха.

Накануне праздника пчеловоды одаривали водяного. Делали это ночью, до того, как начнут кричать петухи. Водяного кормили свежим мёдом, от каждого улья приносили небольшое количество воска. Также водяному духу крестьяне приносили жертву: топили в пруду или болоте первый пчелиный рой, «первак». Делалось это для того, чтобы уберечь других пчел и не допустить больших разливов рек весной.

До 19 августа на Руси старались не употреблять в пищу “новые” плоды, особенно строго следили, чтобы девушки и женщины не ели до праздника свежие яблоки. Это считалось крайне плохой приметой, несущей смерть и болезни. Традиция идет с апостольских времен.

В настолько важный день нельзя искать свою выгоду в продажах урожая. Даже если у крестьянина обильно уродился виноград и яблоки, не стоит их продавать по очень высокой цене, наоборот, следует продать по разумным меркам, а ещё лучше — бескорыстно раздать нуждающимся.

Нельзя убивать и прогонять насекомых — в этот праздник они несут плодородие и личную удачу, а уничтожая их, человек уничтожает личный успех.

Приметы

По погоде в этот день судили о предстоящей осени и зиме. Если этот день теплый и сухой, значит, осень будет мягкой и без дождей, а зима достаточно суровой. Дождливая погода на 19 августа сулила раннюю дождливую осень и «гнилую» зиму с частыми оттепелями.

Если листья на деревьях пожелтели именно на Яблочный Спас, значит, уже совсем скоро сильно похолодает. Весь урожай зерновых торопились собрать до 19 августа, иначе первый же дождь погубит все.

Вот какие пословицы и поговорки об этом празднике дошли до нас:

  1. Каков Второй Спас, таков и январь.
  2. Второй Спас – всему час.
  3. На яблочный Спас готовь рукавицы про запас.
  4. Со Второго Спаса засевай озимые.
  5. На Яблочный Спас и нищий нищего яблочко угостит.

По народному поверью, первое съеденное яблоко в Яблочный Спас расскажет, чего ожидать от судьбы в ближайшем году. Если оно будет кислым, то впереди ждут беды, а вот если сладким, то и жизнь будет полна радости и счастья. Кисло-сладкий плод всегда означал крепкую семью, уют в доме.

Девушки, съедая первое яблочко, часто обмакивали его в мед и загадывали самое заветное желание. Считали, что загаданное обязательно исполнится, если помыслы чисты и просьба искренняя. А еще девушек часто сравнивали с цветущей яблоней, поэтому молодые барышни просили у дерева поделиться красотой и вплетали в венки листочки с яблонь.