Традиции семьи в Древней Руси

Россия действительно уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит национальные традиции, глубоко уходящие корнями не только в православную религию, но и в язычество. Россияне до сих пор отмечают языческие праздники, многие люди верят в многочисленные приметы и легенды. Семейные отношения в Древней Руси всегда были добрыми и уважительными. Каждая семья чтила традиции и обычаи.
Иван Купала
Еще во времена древнего языческого божества у древних русских был Купало – бог летнего плодородия. В его честь пели песни и прыгали через костер. Это ритуальное действие стало ежегодным празднованием летнего солнцестояния, сочетающим в себе языческие и христианские славянские семейные традиции. Имя Иван Купала получил после крещения Руси, когда его сменил Иоанн Креститель (так его воспринимал простой древний народ), крестивший Христа и чей день рождения отмечался 24 июня.
Масленица – древнерусская традиция
В древних цивилизациях Масленица предназначалась для поминовения усопших. Так сожжение фигуры Масленицы означает ее похороны, а блинов – колифию. Но со временем жаждущие веселья и развлечений россияне превратили унылый праздник в веселую Масленицу с блинами - круглыми, желтыми и горячими, как солнце, катанием на санях и лошадях, кулачными боями и беседой свекровей.
Обряды Масленицы в Древней Руси очень необычны и интересны, поскольку сочетают в себе завершение зимних праздничных обрядов и открытие новых весенних праздников и обрядов, которые должны были способствовать богатому урожаю. Все жители обязательно приходили на праздник в красивых народных костюмах.
Свадьба
В русских семейных традициях свадьба всегда представляла собой своеобразное представление с некоторой долей импровизации, поэтому в двух соседних городах ее канун мог быть разным. И все же, несмотря на эти различия, существовал определенный порядок свадебной церемонии, который повторялся от деревни к деревне, от города к городу.
Сватовство
В России, как и в других странах, сватов отправляли в дом невесты. В назначенный день сваха или родственники жениха навещали родной дом невесты. Разговор начинался издалека, в иносказательной форме, и родители невесты обычно находили время для ответа. Последнее слово давалось после второго или третьего вызова сватов. В случае положительного решения родители невесты принимали у сватов хлеб и разрезали его. В случае отказа хлеб возвращался сватам в целости и сохранности.
Чтобы процесс прошел успешно, необходимо было соблюдать особые ритуалы. К примеру, считалось, что среда и пятница не подходят для каких-либо свадебных мероприятий. Считалось также, что 13-го числа не должно было происходить ни сватовство, ни свадьба. При этом такие нечетные числа, как 3, 5, 7 и 9, считались счастливыми.
Сватовство на Руси не должно было происходить до захода солнца (во избежание сглаза). Для всех, кто участвовал в сватовстве, плохой приметой было встретить или поговорить с кем-нибудь по пути. После ухода сватов женщины в Древней Руси связывали все кочерги и вилки вместе – на удачу.
Обручение
Помолвка – это объявление обоюдного согласия влюбленной пары на бракосочетание. После него они имели право называться женихом и невестой.
На Руси помолвка или обручение считались самым важным обрядом перед свадьбой. Родители сели друг против друга и несколько минут молчали. Затем был написан договор с указанием даты свадьбы.
Если невеста была знатного происхождения, устраивался бал и пир, на котором отец невесты представлял жениха и невесту гостям и объявлял об их помолвке.
Затем все присутствующие славяне по очереди подошли к ним с официальными поздравлениями. В тот день жених подарил невесте кольцо с драгоценным камнем.
В более скромных городских древнерусских семьях церемония помолвки была не такой пышной. Обычно это был день официального представления родителей жениха и невесты с последующим благословением. Часто жениха и невесту благословлял священник.
В деревнях на помолвке обязательно присутствовали близкие родственники. Родители благословили жениха и невесту иконой, а затем состоялся обмен традиционными хлебом-солью. После этого отец жениха и отец невесты по очереди поклонились по 7 раз, обменялись рукопожатиями и публично пообещали завершить начатую сделку. Сразу после родительского благословения невеста появлялась на крыльце и, семь раз поклонившись во все стороны, объявляла всем людям, собравшимся перед ее домом, что она помолвлена.
Гости на свадьбе
Важную роль в свадебной церемонии играли специальные люди с присвоенными «рангами». Каждый из них в соответствии со своим «рангом» должен был выполнять возложенную на него ритуальную функцию.
- Дружка (шафер) – женатый мужчина, знающий последовательность ритуальных действий, хорошо говорящий и способный руководить свадьбой. Именно Дружка помогала жениху преодолеть все препятствия, которые ставили невесте родственники и друзья.
- Сват (сват) - женатый мужчина (обычно родственник), ведущий свадебный обряд славян вместе с дружкой, который иногда совершал те же ритуальные действия, что и дружка.
- Сватья – замужняя женщина, сопровождавшая жениха и невесту. Она помогала невесте с прической, головным убором и т. д.
- Подженишник и подневестница выбирались из числа неженатых молодых людей. Их основная роль заключалась в том, чтобы держать короны над головами молодоженов во время церковного свадебного обряда. Сейчас этих персонажей называют свидетелями.
- Тысяцкий – воевода (свадебный генерал), начальником свадебного кортежа был крестный отец или дядя жениха.
- Постельница — замужняя женщина, родственница невесты. Ее миссия заключалась в защите постельного белья молодоженов от сглаза по дороге из родительского дома невесты, а также во время свадебного пира в доме жениха.
- Снарядиха – замужняя женщина, родственница невесты, одевавшая и причесывавшая невесту в день свадьбы.
Таинственные ритуалы
Перед отправлением в церковь совершался особый обряд - символическое соединение жениха и невесты под особые песни посреди дома или во дворе. Дружка или сваха подпускала жениха и невесту друг к другу и соединяла их руки или связывала их полотенцем (косынкой). Жених и невеста должны были пройти по кругу три раза.
Магическое значение имели обряды с хлебом. Например, дружка отрезала по кусочку от каждого каравая, принадлежавшего жениху и невесте, складывала их вместе, перевязывая красной лентой, и отдавала крестной матери, которая ставила их на стол. Иногда караваи разламывали над головами сидящих вместе жениха и невесты. Половину каравая жениха передавали отцу невесты, а половину невесты – дружке; затем обе половинки перевязывали лентой и клали на стол.
Встреча молодоженов
После церковного венчания молодожены отправлялись в дом жениха, чтобы получить благословение его родителей. По дороге к дому жениха дружка должен был соблюдать все меры предосторожности: читать молитвы и заклинания, убирать с дороги все камни, чтобы предотвратить возможное сглазить. Считалось, что злые люди легко могут испортить свадьбу.
Дома мать жениха, одетая в овчину наизнанку, осыпала сына и невестку овсом и пшеном, чтобы защитить молодых и обеспечить богатство. Затем к жене присоединился отец жениха, и они оба благословили молодоженов и провожали их к свадебным столам. Даже сегодня по языческой традиции родители встречают молодоженов после регистрации брака в ЗАГСе хлебом-солью у порога дома. После приветственной речи молодые откусывают или отщипывают кусок хлеба, обмакивают его в соль и едят; штаны в семье в Древней Руси будет носить тот, кто откусит больший кусок. Этот обряд символизирует истинное и открытое согласие и является знаком того, что отныне молодожены становятся крошками одного каравая.
Затем все садятся за стол и пируют. После третьего блюда дружка просила родителей жениха благословить молодоженов и отпустить их спать. Праздник продолжился без них. На следующий день после свадьбы жених пригласил гостей к себе. Затем он пошел к своим родственникам и поблагодарил их за дочь. На третий день молодожены и гости приезжали к себе домой ужинать. Новобрачным много гостей рассказывали о том как правильно выстраивать семейные отношения. Самое главное, что жена - хранительница дома, а муж - глава.
Пасха
Праздник Пасхи пришел в Россию из Византии в конце X века. С тех пор Пасху широко празднуют по всей России.
Накануне Пасхи во всех храмах проводятся ночные службы и устраиваются крестные ходы вокруг церквей. На Пасху пекут кулич – традиционную праздничную выпечку, символизирующую тело Христово, и красят пасхальные яйца. Пасхальное утро начинается с посещения соседей и раздачи пасхальных яиц. Христианский пасхальный праздник длится семь дней с обилием яств. Считается, что качественный пасхальный хлеб – кулич – обеспечивает благополучие семьи древних славян.
Русские семьи большие и дружные и не ограничиваются мужем, женой и детьми. В большую семью входят бабушки и дедушки, братья, сестры, тети и дяди, племянники и племянницы. Все они тесно общаются друг с другом и собираются вместе на дни рождения и юбилеи. Россияне не только празднуют вместе, но и всегда готовы помочь своим близким в трудную минуту. Традиция общества любить свой дом и беречь свою семью прививается россиянам с самой древности.