Трепак - старинная русская пляска
Трепак — это старинный русский танец, который возник благодаря простому каменщику. Во время перерывов от работы он разминался вприсядку на людной улице, и эти движения стали распространяться среди людей. Они стали популярны на Украине и в России. Сегодня исполнение актуально в двудольном размере и с быстрым темпом.
История
На балетной сцене трепак стал исполняться ещё с XIX века. Как правило, им заканчивалась вариация Невы (в московской постановке — Москвы-реки) в балете Мариуса Петипа «Дочь фараона» (1862). Впоследствии танец неоднократно находил воплощение в произведениях крупных русских композиторов — например, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Стравинского.
Кстати, трепак стал достоянием не только русского народа. Этот танец широко распространен и на Украине. Он исполняется под энергичную музыку в очень быстром темпе. Строго определенной мелодии для трепака не существует, при этом исполняться он может как одиночный танец, так и как перепляс. Первый вариант — крайне редкое явление, поскольку намного веселее и танцевать, и наблюдать за танцем, в котором участвует несколько человек. Перепляс позволяет создавать массовость на сцене, что всегда придает зрелищность. Исполнители устраивают импровизированное соревнование в том, кто лучше умеет танцевать. Каждый хочет превзойти другого в своем мастерстве.
Со временем к танцам присоединилось и устное творчество — обычно эти частушки. С их помощью танцоры могли продемонстрировать еще и поэтическое остроумие.
Особенности трепака
Основой этой старинной русской пляски являются такие движения:
- дробные шаги;
- притоптывания;
- выбрасывание ног с присядкой;
- руки сохраняются в области пояса.
Сначала движения были хаотичными и сочинялись прямо во время танца. Однако позднее, уже в 19 веке, трепак стал танцеваться на балетной сцене, и движения стали «нормированными».
Трепак обычно начинается с «выхода». Желавший сплясать мужчина (а танцуют трепак преимущественно мужчины) выходил на середину круга, выпрямлялся, откинув немного назад голову, располагал руки на поясе или скрещивал их на груди. Так он стоял некоторое время, сосредотачиваясь перед танцем и давая возможность всем зрителям ощутить важность момента. Спустя несколько секунд ему навстречу выходил другой танцор и занимал аналогичную позу. Оба были одеты в традиционные народные яркие костюмы.
Гармонисты быстро растягивали меха гармоней, и первый плясун ударял подметкой о пол, широко взмахивал руками. При этом правая рука обязательно должна располагаться выше левой — после этого начиналась пляска. Один из танцоров стоял на одном месте, выделывая разные движения ногами, немного двигая плечами и верхней частью торса. Другой же плясун поначалу волчком, присаживался на колени, прыгал вприсядку, ползунком, вывертами, дрыгал ногами из стороны в сторону. Все это обязательно исполнялось с большим азартом, увлечением и полной отдачей. Танцоры всегда вкладывали душу в свой танец.
Подлинных народных мелодий для такого танца практически не сохранилось, но традиционно считается, что наиболее точно характер музыки для трепака передал Пётр Ильич Чайковский в своем «Щелкунчике».
Обычно специалисты в области танцев характеризуют трепак как русскую народную пляску с притоптываниями. Однако топот здесь является лишь побочным движением, который неизбежно возникает при решении основной «задачи» танца — обнаружения у себя третьей ноги. Это может показаться странным, однако изначально трепак связан с культом языческого божества Трояна-батюшки, Триглава, который имеет образ Змея Горыныча. Пляска обладает ритуальным характером и известна нам сегодня благодаря скоморохам, у которых трепак был обязательной частью любой программы.