Женская понева - что это такое, как носили на Руси

Женская понева - что это такое, как носили на Руси

Понева – это юбка из шерсти, которая состоит из 3 и более тканевых кусков. Она отличается богатой расцветкой, украшенным подолом. Ее закрепляли на талии с помощью шерстяного шнурка (гашника) и оборачивали вокруг бедер. Как правило, носили поневу женщины, достигшие замужнего возраста. Часто она выступала даже в качестве элемента свадебного наряда.

Правильное название этого элемента – «понёва». В некоторых источниках можно увидеть и другие версии произношения — «панева», «понява» и т.д. В разных губерниях буква «ё» произносились по-разному, отсюда и появилось настолько широкое разнообразие названий.

Исследователи считают, что данное слово имеет такие значения: «пелена», «завес», «тканевый кусок».

В соответствии с одной из версий, такое название имел не сам элемент одежды для женщины, а тот материал, из которого он изготавливался — то есть шерстяная ткань, которая украшена клетчатым рисунком. Большая часть историков и этнографов сходятся во мнении, что это слово все же обозначает набедренную одежду.

Отличие от другой одежды

Понева – одежда, которая внешне схожа с юбкой, однако она имеет уникальные отличительные черты. Ее изготавливали из лоскутов ткани, которая изготавливалась на ткацком станке. Его ширина была более 35 см, поэтому ясно, что для одной юбки требовалось сразу нескольких полотен.

Основным элементом народного костюма выступала рубаха. Ее носили как молодые девушки, так и женщины в возрасте. Поверх рубахи носили другие виды одежды. На юге Руси таким предметом «гардероба» и была понёва. Был даже обряд – когда женщина выходила замуж, то надевала шерстяную юбку. В дополнение к ней надевали особую нагрудную или плечевую одежду, а также головной убор. Такой комплект называли поневным.

Лоскуты ткани могли сшивать между собой не полностью. Некоторые модели имели разрез сбоку или на передней части. Длина соответствовала рубахе и могла достигать щиколоток, икр. Это зависело от традиций в том или ином регионе. Ее поднимали до груди или, напротив, носили даже ниже талии. В процессе работы подол подворачивали или засовывали за пояс. Такой прием использовали и на праздничных мероприятиях. Таким образом, женщина могла показать, как красиво была вышита ее рубаха.

Изготавливали ее обычно дома, хотя можно было заказать поневу и у других мастериц, а также купить уже готовую на рынке. Специальная выкройка для юбки не требовалась, поскольку для изготовления требовались только обычные прямоугольные полотна. Основная особенность и хитрость заключалась во вставке гашника.

Материал ткали из крапивы, конопли или шерсти. Для большего комфорта во время носки использовали холщовую подкладку. Пояски делали из льняных или крученых шерстяных ниток. Как правило, они имели вид шнура, но некоторые мастерицы выполняли гашники с тонкой тесьмой, красиво дополняя их кистями.

Понева в разных губерниях

В 20 столетии она помогала определить принадлежность к той или иной деревне, уезду или губернии. Знающему человеку могло хватить одного взгляда, чтобы узнать, приехала женщина из Москвы или Тульской губернии.

В каждом регионе был собственный подход к оформлению юбок:

  1. В Тульской и Рязанской губерниях основа вышивалась красными нитками, по которым могли пропускаться линии из черных и белых ниток.
  2. В северных районах Рязанской Губернии выбирали понёвы черного или темно-синего цвета с клетками, оформленными цветными и белыми нитями.
  3. В Калужской губернии женщины обычно носили юбки с ткаными узорами.

Все эти данные подтверждаются неоднократными археологическими находками и этнографическими экспедициями.

Шерстяная юбка позволяла показать достаток семьи, определить возраст и даже количество детей. Это давал понять цвет вышивки, количество и сложность узоров, наличие украшений.

Варианты украшения

Женская понева делилась на праздничную и будничную. Будничная была довольно простой, почти не украшалась. Исключение — тесьма, которую обязательно пришивали по подолу. Праздничные юбки были в разы ярче и разнообразней. Количество и тип украшений указывал на богатство семьи, а также талант мастерицы. На нее закрепляли разноцветные пуговицы, нашивки, делали вышивки. Украшали русскую юбку также бубенчиками и блестками. Наиболее «богатые» были у замужних женщин. Она могла быть разной, но обязательно имела полосы красного, черного и белого цветов. Это главные цвета, которые особо ценились среди славян.

Кстати, в некоторых регионах Рязанской губернии изготавливали и носили гофрированные юбки. Для этого готовую вещь складывали по клеточкам и плотно перевязывали веревкой. Затем ее укладывали под хлеб, который только-только вытащили из печи. В итоге получались естественные складки, которые со временем не разглаживались.

Варианты кроя

Отличалась женская понева не только по цвету, но и крою. Были следующие варианты юбок:

  • распашные – были открыты сбоку, либо же спереди;
  • глухие, с прошвой.

Оба варианта можно было встретить в южной части России. Распашные поневы делили на растополку и разнополку. Первый вариант изготавливался из трех полотен – одно располагали спереди, а остальные – сзади. Растополка же имела сразу два открытых бока.

Разнополка также представлена 3 полотнами, однако разной длины. Наиболее короткое было справа. Трети остальных отворачивали, а затем закидывали за пояс. Такой способ ношения называли подтыком.

В Курской, Пензенской, Тамбовской и некоторых других губерниях понёву носили с открытым полотнищем спереди, при этом углы закрепляли за пояс.

Полностью глухие были обычно похожи на традиционные юбки. Они состояли из четырех тканевых полотен — четвертое называлось прошвой. Выполняли его из разных видов ткани. Прошва имела меньшую длину и была похожа на передничек, при этом она украшалась разными видами вышивки. Узоры и цвет зависели от возраста женщины. Наиболее нарядные были у еще незамужних девушек, молодых жен. Если в семье был траур, то надевали юбку с белой прошвой и такого же цвета вышивкой. В зависимости от региона значение цвета могло отличаться.

Понева с прошвой появилась лишь в начале 20 века. Ее носили крестьянки, которые направлялись в город. Носить подотканную юбку в городе было некультурно и стыдно.

Смена моды

Поначалу такую одежду носили женщины из разных сословий, но в 20 столетии появилась новая мода. Из городской одежды такая юбка стала атрибутом крестьянского быта. Если дворовая девушка оказывалась в немилости, то она обязана была надевать поневу.

Несмотря на новые тенденции в моде, русская понева заняла важное место в истории как один из наиболее красивых компонентов традиционного народного костюма. Это очень практичная и удобная вещь. Сегодня разные элементы народных костюмов вновь набирают популярность. Понева – это одна из тех вещей, которую можно легко оформить на современный лад и использовать в повседневной жизни.